Самарец создаёт необычный декор из штукатурки: «Гастарбайтеры смотрели на это и крутили пальцем у виска»

Ильгиз Хамадеев создает необычный декор для квартир и домов, а именно декорирует стены с помощью штукатурок и красок. Это  старое ремесло декоративного украшения интерьеров, его зачатки можно обнаружить еще в древности, а полноценное развитие оно получило

Фото предоставлено SamaraOnline24

Ильгиз Хамадеев создает необычный декор для квартир и домов, а именно декорирует стены с помощью штукатурок и красок. Это старое ремесло декоративного украшения интерьеров, его зачатки можно обнаружить еще в древности, а полноценное развитие оно получило примерно в средние века. Сейчас это целая система знаний о том, как из обычных строительных материалов, например, штукатурок, краски, лаков, воска, лазури, потали и прочего создавать на стенах или мебели разнообразные фактуры.

С помощью штукатурки можно создать имитацию металла, камня, полированного среза мрамора, дерева, кожи, замши, ткани. Это полноценная замена обычной краске или обоям. Обычно декораторы работают в тесной связке с дизайнерами интерьеров: дизайнер придумывает интерьер и подбирает покрытия, а декораторы уже реализуют задумку.

Подробнее о необычном ремесле редакции SamaraOnline24 рассказал Ильгиз Хамадеев.


Ильгиз Хамадеев / Предоставлено SamaraOnline24

Расскажите, как вы начали заниматься декоративной штукатуркой?

— Я вообще нефтяник-строитель по образованию. Но с детства любил рисовать и тянулся к более творческим профессиям. И уже работая инженером стал брать уроки рисунка у одной знакомой художницы. Она предложила мне снять комнату в одной творческой коммуналке, где жила сама, чтобы у меня была возможность заниматься чаще. В одной из комнат жили два парня, оба были декораторами и постоянно что-то мазали и красили в своей комнате. Иногда проводили мастер-классы, тогда к нам набивалась куча людей, а ребята рассказывали про разные декоративные материалы. Мне все это дело нравилось. Я к тому времени уже начал осознавать, что инженерить всю жизнь не хочу, но по инерции продолжал. А когда совсем к этой сфере охладел — уволился в никуда.

Некоторое время перебивался случайными подработками, а потом мне в руки попал номер телефона директора декоративного салона. Я набрался смелости, позвонил ему и напросился на собеседование, сказав, что давно хочу освоить это ремесло. Он удивился, но моя напористость ему понравилась. Так я стал учеником декоратора.

Сначала обучался в мастерской, учился правильно обращаться с инструментом, изучал свойства материалов, жадно впитывал новую информацию. И уже через три недели мне и еще одному ученику доверили первый объект. Мы справились, заработали первые деньги. Потом снова была долгая практика в мастерской, и время от времени появлялись новые заказы.

В этом году у меня юбилей, я 10 лет в профессии, уже давно в свободном плавании, но с той мастерской и директором и по сей день поддерживаю контакт.


Предоставлено SamaraOnline24

Почему именно это направление?

— Мне понравилась идея, что из простых материалов можно создавать уникальные фактуры. Это крутая альтернатива приевшимся обоям с повторяющимися принтами, а я всегда любил необычные вещи. Еще будучи подростком смотрел «Квартирный вопрос» каждые выходные и восхищался дизайнерскими интерьерами. Красивый интерьер собирается по крупицам, и мне нравится то, что я могу внести свою лепту. Мне очень помогло в творческом и профессиональном росте осознание того, что я не просто делаю красивые фактуры, а помогаю привнести уют в чужое пространство. Это побуждает относиться к работе с любовью и максимальным вниманием к деталям. Благодарность заказчиков — высшая похвала моему делу.

Расскажите подробнее о процессе и о том, какие штукатурки вообще бывают?

— Декоративная штукатурка — это обывательское название, понятное потребителю. А с точки зрения декоратора — это целая система, своего рода конструктор. В основе этой системы сами материалы, их обширный спектр: грунты, штукатурки и краски с различными наполнителями, например, кварцевый песок, мраморная пудра, целлюлозные волокна, перламутр, металлическая пыль, обычные краски, лаки, воски, пигменты, лазури, поталь, сусальное золото и еще куча всего. Второй компонент системы — применяемые инструменты и техники нанесения материалов. Тут в ход идут кисти, валики, шпатели и шпатулетки, венецианские кельмы, губки, аэрографы и краскопульты, трафареты и всяческие рукодельные приспособления.

Практически каждый из материалов можно нанести разным инструментом и в разной технике, и получить в итоге совершенно отличный от других результат. Ну и секретный ингредиент — сам декоратор. Перечень необходимых качеств: аккуратность, ответственность, исполнительность, готовность к кропотливому труду, творческое мышление, физическая сила и стрессоустойчивость. Если все эти компоненты соединить, на выходе получаем готовое решение — стены с фактурами камня, полированного мрамора, окисленного металла или старого дерева. Не всем конечно нужны такие радикальные варианты, поэтому умение выявить потребности заказчика тоже очень полезный навык.

Как штукатурка может улучшить пространство? Чем она служит?

— Как в старом анекдоте: «Ну во-первых, это красиво». Можно создавать самые разные визуальные эффекты.

С помощью правильного подбора цвета и композиции можно преобразить объем пространства, например, визуально приподнять или, наоборот, опустить потолок или сделать так, чтобы узкая комната воспринималась более просторной. Или скрыть дефекты малярной подготовки, исправить небольшую кривизну плоскости. А еще декоративные покрытия приятны наощупь. И гораздо крепче обоев, так что могут служить дополнительной защитой для стен. Это особенно актуально для заказчиков с домашними животными или маленькими детьми.

Есть износостойкие покрытия для пола и душевых с прямым попаданием воды. Есть краски, очищающие воздух и устраняющие неприятные запахи в помещениях, и даже антимоскитная краска есть!

Покажете несколько ваших любимых работ. Как они создавались?

— В дизайне есть такой принцип: «То, что не можешь спрятать — обыграй». Вот тут архитектор обыграл несущие колонны прямо посреди помещения, создав тут TV зону. А мне нужно было их задекорировать под поверхность полированного камня. Мне скинули визуализацию из проекта в качестве референса, мы согласовали примерную фактуру и цветовую гамму и я приступил к выполнению задачи. Дней семь ушло на эту работу, с архитектором мы поняли друг друга с полуслова, так что корректировок почти не было.


Предоставлено SamaraOnline24

А это фотостудия. Тут было оформлено четыре разных зоны. В одной зоне маляры качественно зашпаклевали грубую бетонную колонну, чего делать, оказывается, не нужно было. Пришлось делать имитацию грубого бетона из декоративной штукатурки. Гастарбайтеры смотрели на это и крутили пальцем у виска. Кирпичная стена с обвалившейся штукатуркой и камин были центром всей композиции, на них ушло больше всего времени. И тут корректировок было много — собственница студии сама фотограф и ей хотелось, чтобы картинка на фото выглядела сочно, но не перегружала кадр. Так что она приезжала почти каждый день и ревностно контролировала мою работу.


Предоставлено SamaraOnline24


Предоставлено SamaraOnline24

Где вы берете вдохновение? Нужна ли насмотренность для такой работы?

— Да, насмотренность очень важна. В этой сфере невозможно научиться абсолютно всему, она слишком обширна. Появляются новые материалы, придумываются техники нанесения, совершенствуется инструментарий, меняются интерьерные тренды. Приходится следить за дизайнерами и своими коллегами. Очень интересно наблюдать, как работают декораторы в других странах, есть некоторые региональные особенности. Например, в Японии чаще отдают предпочтение очень минималистичным фактурам мягких природных расцветок, мало прямых линий, рубленых форм, такой органик-дизайн, воплощение принципа ваби-саби. А в Иране наоборот все очень помпезно, много лепнины, золота, трафареты с арабесками, вся отделка под мрамор.

Постоянный источник идей для вдохновения — природа, натуральные фактуры, влияние времени и атмосферных условий на материалы. Старые бронзовые скульптуры, медная посуда с патиной, скальный рельеф, покрытый мхом, волны на песчаной дюне, изъеденная короедом доска — красоту можно увидеть везде. Это похоже на импрессионизм — мы впечатляемся увиденным и соединяем цвет и форму, только не на холсте, а в интерьере.

Какой творческий замысел вы реализуете в работах?

— Я все-таки, скорее , ремесленник, чем свободный художник. Рутины в этой работе немного больше, чем может показаться со стороны, заказчики — люди требовательные. Но когда есть некоторый карт-бланш, даю волю творчеству и пытаюсь рассказать историю фактуры - вот на металлургическом заводе изготовили лист стали и на нем остались следы от прокатного стана. Потом он неравномерно остыл, окислился и образовались цвета побежалости. Пока везли с завода — поцарапали, а потом оставили в сыром помещении — и на поверхности проступила ржавчина. Так слой за слоем добавляешь историю - и поверхность обрастает деталями, и декорация становится почти неотличимой от реальности.


Предоставлено SamaraOnline24