Самарский психолог рассказала, как справиться с тревогой во время экзаменов: «Любой стрессовый фактор в жизни проще удается проживать в окружении заботы и поддержки»

В преддверии итоговых экзаменов многие студенты и их родители испытывают напряжение и стресс. Этот период часто становится проверкой не только знаний, но и психологического состояния.

В интервью SamaraOnline24 руководитель психологического центра «Бережно» Юлия Пученкова рассказала о влиянии экзаменов на психику подростков, давлении в образовательных учреждениях и рекомендациях, которые помогут родителям поддержать ребенка.


Предоставлено SamaraOnline24

Юлия, скажите, как влияют итоговые экзамены на психологическое состояние подростков? Закаляют они характер или, наоборот, ломают выпускников?

— Здесь не может быть какого-то однозначного ответа, потому что все люди разные, психика у подростков индивидуальная. Но надо понимать, что для человека само состояние, где есть оценочный фактор, является стрессом. А с ним все справляются по-разному: кому-то это проще дается, кому сложнее.

Здорово, если у ребенка есть достаточно поддержки от близких людей на этом этапе. Чтобы учителя ребенка поддерживали, потому что иногда педагоги любят клеймить и ругать. Хорошо, если у ребенка будет дружеское окружение, где нет зависти и конкуренции. Чтобы друзья тоже поддерживали. Но это такой, конечно, идеалистичный вариант.

Как родители могут помочь ребенку справиться с тревожным состоянием перед сдачей итоговых экзаменов?

— Во-первых, родителям важно любить и принимать своего ребенка. Чтобы он знал, что в случае какого-то провала, в случае неудовлетворительной оценки, его поддержат и не отвернутся.

Во-вторых, необходима поддержка в виде знаний. Все-таки хорошие результаты сдачи экзаменов — это подготовка: самостоятельная, при помощи родителей, педагогов или репетиторов.

В-третьих, важно, чтобы у ребенка была сформирована мотивация к сдаче экзамена и поступлению в вуз. Обычно ребенок сам включен в процесс: активно изучает предмет, учится, интересуется — это такая позитивная история. Но бывает негативная: когда ребенок не хочет поступать в вуз — так уж вышло. Вот здесь лучше услышать ребенка, понять, что он хочет. Если он ничего пока не хочет — разобраться. Может, опереться на профориентолога или воспользоваться помощью психолога, чтобы эмоционально поддержать.

Предоставлено SamaraOnline24

Нередко можно услышать от старшеклассников, что в школе с приближением экзаменов учителя начинают давить и говорить, что «вы не сдадите», «вы ничего не знаете» и т.п. Как это отражается на детях?

— Более устойчивые психически дети пропустят это мимо ушей, и просто будут двигаться спокойно в своем темпе. Более эмоциональных и чувствительных подростков это будет только нагнетать. По факту, ребенок нуждается максимально в поддержке, а его вместо этого запугают, загоняют в рамки и настраивают на негативный результат.

Я думаю, что любой стрессовый фактор в жизни проще удается проживать в окружении заботы и поддержки. Когда в нас верят, а не запугивают. Негативные фразы лучше заменить на «давайте мы вместе постараемся», «давайте вместе повторим сложные темы», «вы справитесь». В большинстве случаев давление и запугивание не приводит к результату, только за редким исключением.

Какие еще «экологичные» способы мотивации Вы могли бы предложить учителям?

— Тут даже не способ мотивации, наверное, а в целом подход к образовательному процессу: никого не клеймить и понимать, что у каждого ребенка свои способности к определенным предметам.

Все живое хорошо развивается в принятии и поддержке. Вот эта история старых времен, где всех прессовали — она не рабочая. Когда в классе создается дружелюбная атмосфера, пресекается всяческий буллинг, когда сам учитель не травит учеников, дети начинают расслабляться, в хорошем смысле этого слова.

У подростков в ощущении безопасности становится больше мотивации на развитие и изучение нового материала. Для детей этого возраста естественна тяга знаниям, если есть достаточно поддержки и безопасности, больше ничего делать не надо. А вот если постоянно везде прессуют, выпускники думают о том, как выжить в этой атмосфере, а не как подготовиться к экзаменам.


Предоставлено SamaraOnline24

Как правильно родителям объяснить важность экзаменов, но при этом не ввести ребенка в тревожное состояние?

— Шаг номер один — самому родителю определиться с тем, что он вкладывает в слово «важность». Если у родителя самого сверхидея поступить здесь и сейчас или навязать какую-то профессию ребенку, если он сам находится в тревоге, то объяснить ребенку важность экзаменов и не ввести его в тревожность, не получится. Даже если он подберет хорошо слова, ребенок все равно считает его эмоциональное состояние. Поэтому первоначально важно самому родителю разобраться со своей тревогой.

Может быть, родитель своим примером покажет, как ему образование помогло в жизни, как он его применяет. И ребенок просто уже глядя на родителя, будет заряжаться и учиться.

Главное здесь ребенка направлять и делать это все заранее, не в последний момент. Ну и самому тоже как-то развиваться, показывая своим примером важность образования.

Некоторые выпускники боятся разочаровать родителей и учителей своими результатами. Какие рекомендации Вы можете им дать, как справиться с этими мыслями?

— В поддержку очень хочет сказать, что не стоит бояться кого бы то ни было разочаровывать, потому что очарование и разочарование — это ответственность другого человека. Это он накладывает на вас какие-то ожидания. Это его проблемы.

Вы в своей жизни не обязаны соответствовать чьим-то ожиданиям, вы просто живете, проживаете свою жизнь, встаете на взрослый путь. Это ваша жизнь, и она должна нравиться только вам.

Предоставлено SamaraOnline24

Вы много говорили про поддержку со стороны родителей, учителей и друзей. А как выпускник самостоятельно может оказать себе поддержку?

— Важно разбираться с установками и посланиями, которые транслируют родители. Немножко их перерабатывать и спрашивать самого себя: «А мне мнение этого человека подходит, или я думаю совсем иначе?». Уходить внутрь себя и спрашивать: «Чтобы я хотел?», «Что мне нравится?».

Подростку нужно понять, что жизнь долгая и, возможно, придется сменить не одну профессию. Тогда отношение к жизни будет как к интересному эксперименту и исследованию. Осознание возможности пробовать снижает сверхзначимость выбора вуза и двойки на экзамене. Начинаешь понимать, что это не так все важно. Куда важнее быть в спокойствии и счастье.

Какие психологические советы Вы можете дать выпускникам?

— Первый совет. Это не предавать сверхзначимости экзаменам. Это всего лишь один из этапов, и если что-то пойдет не так, всегда можно пересдать или перепоступить. Это не конечная точка.

Второй совет. Все-таки помнить, что вы ступили на путь проживания собственной жизни. Вы имеете право учиться и ошибаться — это нормально, и вы не обязаны оправдывать ничьих ожиданий.