Top.Mail.Ru

«До открыточных видов ещё надо добраться»: Эксперт ОНФ рассказал SamaraOnline24, как сделать Самару счастливым городом

Эксперт ОНФ рассказал SamaraOnline24, как сделать Самару счастливым городом
Вместе с членом регионального штаба ОНФ и экспе...

Фото: Юлии Гавриловой

Самара манит своей притягательностью. Однако комфортный город — это не только речной пляж с чистым песком и удивительными природными оазисами в центре, но и продуманная инфраструктура, удобная для людей. С последним в Самаре проблемы.

Фото предоставлено Алексеем Сорокиным

Вместе с членом регионального штаба ОНФ и экспертом по благоустройству городских пространств Алексеем Сорокиным журналист SamaraOnline24 обсудили сильные и слабые стороны областной столицы. Выделили ТОП самых запущенных и самых благоустроенных улиц. А также наметили пять задач, которые городу надо решать, чтобы не отстать от соседей по ПФО.

Вертолётная площадка. Фото: Юлии Гавриловой

Удобства на «3+»

- Самара — это город для жизни или всё же город-курорт?

- Одно другому не противоречит: если мы делаем ставку на комфорт для жителей, это плюс и для туристов. Инфраструктура для отдыха — это не просто отели. Это еще и интересные и красивые пространства, места для впечатлений. Конечно, этим всем пользуются и жители, потому что, когда туризм разумно развивается в городе, то это всегда в интересах местных жителей. В свете последних событий в мире, наши сограждане ограничены в возможности путешествий заграницу. Поэтому последние несколько лет бум развития внутреннего туризма. И сейчас каждый город России борется за туристов. И Самаре есть что показать.

- На открыточных видах Ладья, улица Куйбышева, особняк Курлиной, костёл, площадь Революции, смотровая площадка «Вертолётка» и другие места, которые рекомендуют туристам. Не испортит ли впечатление городская инфраструктура, пока добираешься до главных красот?

- К сожалению, испортит. Да, у нас есть отдельные благоустроенные локации. Но до них нужно доехать. Каждый самарец прежде всего ходит на работу, в магазин — у него есть привычные пути маршруты от дома до тех мест, где он чаще всего бывает. И чаще он видит не туристические «магниты», а совсем иное.

Во-первых, в этом году катастрофическая ситуация с вывозом мусора с дворовых площадок и некоторых улиц. Там, где жители молчат о проблеме, там и хуже убирают и не вывозят эти горы. Конечно, туристы тоже видят неопрятные места и формируют соответствующее впечатление о городе.

Во-вторых, очень сильно смазывает впечатление работа общественного транспорта и его состояние. К сожалению, в Самаре на сегодняшний момент отсутствует система современного ОТ. В других волжских городах уже совсем другой уровень выстраивания маршрутной сетки, качества подвижного состава и сервиса в целом. Я имею ввиду прежде всего трамваи и маршрутки.

Вечерний вид с площади Славы. Фото:Юлии Гавриловой

- По сравнению с соседними миллионниками, какую бы вы оценку поставили инфраструктуре Самары — от «1» до «5». И почему?

- Самаре не хватает комфорта на улицах с точки зрения проезда и прохода. Если мы говорим про сравнение областной столицы с соседями- миллионниками, то я бы поставил Самаре твёрдую «троечку» с плюсом.

Почему? Во-первых, в городе практически уничтожено озеленение на центральных улицах.

Во-вторых, хотелось бы больше внимания и регулярного ухода за уже благоустроенными территориями и зелеными насаждениями.

В-третьих, в городе нет мастер-плана по расположению общественных территорий и по их зонированию. Это нужно, например, чтобы равномерно распределить по городу детские и спортивные площадки, пространства для отдыха и т. д.

Улица Гагарина. Фото:Юлии Гавриловой

Улицы для пешеходов

- Какие улицы города сейчас самые проблемные? Имеется ввиду не те, где сейчас ремонт, а там, где его давно не было. Какой ваш личный ТОП - таких улиц, на которых давно пора обратить внимание городским властям?

- Я бы выделил Московское шоссе с его колейностью. Да, там нет ям, но машины едут как по рельсам — это катастрофа!

Еще одна улица - многострадальная Дачная, разбитая на многих участках.

В списке проблемных - улицы Грозненская, Осетинская, Венцека (надеюсь, что будет отремонтирована в этом году), улица Невская (разбитый участок от улицы Циолковского до Ново-Садовой). При этом Невская принимает на себя большую транспортную нагрузку из-за перекрытия участков дорог в связи со строительством станции метро «Театральная». Интересно, что рядом — госпиталь, а скорой помощи приходится ездить по колдобинам.

У нас мало комфортных улиц в городе. Исключением является лишь ул. Молодогвардейская, которая имеет равномерное озеленение, к ней примыкает достаточное количество скверов.

Остальные улицы имеют ряд недочётов. У них не всегда есть разграничение дороги от пешеходного трафика, границы тротуара в виде деревьев и кустарников, лавочек, качественного вечернего освещения.

Пожалуй, эталонным здесь остается лишь благоустройство новой набережной. Но в других местах этого не хватает. Если мы берем центр от Волжского проспекта вдоль ГРЭС — эта территория совершенно не комфортная: там нет ни деревьев, ни кустарников. Это пространство, выложенное плиткой. Летом — пыль, осенью — грязь из- под колес автомобилей. А ведь там располагаются и Иверский женский монастырь, и знаменитое «Дно».

В моем понимание, улица — это прежде всего, комфорт для пешеходов. При этом это не значит, что все от дороги до фасада надо одеть в плитку. Например, в Москве сейчас высаживают деревья и и ставят вазоны. Очень ждем благоустроенную улицу Куйбышева. Хочется посмотреть на итог ремонта. Надеемся, что увидим качественное и интересное решение в центре города.

6-ой причал ночью. Фото:Юлии Гавриловой

Миллионы в землю

- В 2024 году в Самаре высадили более 1,3 миллиона цветов и 120 тысяч луковиц тюльпанов. Но не все цветы прижились. В чем основные проблемы, связанные с озеленением клумб и вазонов? Какие ошибки повторяются из года в год?

- Это отсутствие системного подхода к озеленению и планов на уровне города- где, что, как и когда мы высаживаем. В Самаре практически отсутствует системный уход за зелеными насаждениями. Я имею ввиду регулярную обрезку, защиту от вредителей и болезней.

На набережной в этом году решили посадить многолетники на клумбах. В целом — хорошая инициатива, но исполнение оставляет желать лучшего. Схема посадки примитивная, не понятно, как эти растения дальше будут расти. Часть растений уже погибло.

Конечно, нужно больше цветов-многолетников. Но за ними надо правильно ухаживать, нужна прополка, надо решать вопрос с автополивом.

Заниматься активно озеленением в вазонах, высаживая там однолетние цветы, а тем более туи, можно тогда, когда у тебя в других нишах порядок.

Мы видим трагический опыт нашего города в озеленении с помощью вазонов. За последние годы в эту сферу вложено 30 миллионов рублей суммарно. В том числе и в туи в кадках, которые очень капризные в уходе и зачастую высыхают.

Конечно, надо уходить от высадки однолетников в пользу многолетних цветов. В качестве примера могу привести Сад баланса возле самарского филиала Третьяковской галереи. Роскошное уютное озелененное пространство. Еще несколько классных мест — Яблоневый сквер по спуску на ул. Полевой, а также Вертолётная площадка.

Фрунзенский мост. Фото:Юлии Гавриловой

На пляжном вайбе

- В чем главный потенциал областной столицы по сравнению с другими городами ПФО? Какой опыт точно можно масштабировать?

- Это география месторасположения и Волга с пляжем. Где еще есть город-миллионник, чья большая часть примыкает к роскошным песчаным обустроенным пляжам? По сравнению с нашим соседом по ПФО Нижним Новгородом, у нас нет такого многоуровневого ландшафта, который делает недоступным спуск к реке.

Надо развивать набережную, нужны новые очереди, требуется обновление пляжной инфраструктуры, должен появляться, в том числе, и платный сервис, больше теневых зон и активностей для детей. А потом делится опытом создания подобных рекреационных зон для других городов.

Вид с Лысой горы. Фото:Юлии Гавриловой

Вместо хаоса - система

- А где еще только предстоит большая работа? На что сделали бы ставку, чтобы повысить комфортность городской среды?

- Я бы остановился на пяти моментах:

1. Актуальная схема общественного транспорта с пересадочными билетами

2. Важно уделять вопрос мелким ремонтам, а не только крупным пространствам.

3. Делать акцент на строительство большего числа междворовых детских площадок на общественных территориях, за состояние которых будут отвечать городские власти. УК в большинстве не могут их качественно содержать во дворах.

4. Нужно менять подход к озеленению - уходить от хаотичной высадки к планированию. Необходимы совсем другие средства на содержание и уборку территорий: важно назначать ответственных, соблюдать регламенты.

5. Важно развивать систему видеонаблюдения, объединяя ее в единую сеть — от жилых домов до уровня города. Это нужно для повышения общественной безопасности, пресекать воровство цветов, деревьев и других проявлений вандализма.

- Ваши прогнозы — какой видите Самару через пять лет? Останется городом-миллионником?

- Через пять лет если мы сможем реализовать выше сказанное и перейти к новым комплексным подходам к благоустройству и содержанию, Самара расцветет. А если нет - то, к сожалению, и наш географический потенциал не поможет.

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен