«Мой папа работает на войне»: неспокойная обстановка в мире мобилизует российские семьи, организации и сообщества

«Мой папа работает на войне», воскликнул воспитанник самарского детского садика. Буквально пару лет назад подобное высказывание удивило бы абсурдностью, каким-то, может быть, детским вымыслом. Только не сегодня.

Сегодня дед уверенно поправил: «На СВО у тебя папа работает, он участвует в специальной военной операции». Нет сомнений, что семья об этом думает 24 часа в сутки. Другой малыш быстро подхватил: «А мой папа тоже на войне работает!». Только его папа не имеет отношения к СВО, у реакции другое объяснение. Семья ребенка оказалась в зоне военных действий во время отпуска, когда на Израиль произошло нападение 7 октября в 6.30 утра. Во время массивного ракетного обстрела ребенок слышал звук воздушной тревоги, падение ракет, от которых его семья вместе с окружающими укрывалась в бомбоубежище, видел жуткий страх в глазах коренных жителей. Неспокойная обстановка в одном регионе касается других, появляется миграция населения, и, словно эпидемия, распространяется по континентам.

Напряжение в мире растет, растет и потребность общества чувствовать себя под защитой подготовленных структур. Самара не является исключением. На прошлой неделе вышла статья «Кто есть кто в самарском казачестве». Там мы упоминали, что существуют разные казачьи организации одни подготавливают бойцов к участию в СВО, другие занимаются культурно-просветительской и гуманитарной деятельностью. Одни работают в разного рода частных охранных предприятиях, обеспечивают безопасность на местах, другие отвечают за сохранение, поддержку и развитие казачьей культуры.

Краткий экскурс в историю провел доцент Международного Института Рынка, член атаманского правления «Самарского казачьего землячества» Роман Товченко: «На Волгу казаки были переселены с Дона. Когда граница государства в 18 веке расширилась, нужно ее было кому-то охранять, тогда и переселили к нам донских казаков и назвали их волжскими, потому как располагались они на волжских берегах. С тех пор цвет одежды волжских казаков имеет своеобразные отличия: красные околыши и лампасы, и темно-синяя форма, как у донских казаков. Кроме того, все атаманы, которые прославились здесь, на Волге, пришли с Дона». Собеседник привел примеры всем известного атамана Ермака, который пришел с Дона еще при Иване Грозном, Степана Разина и Емельяна Пугачева. Отсюда и названия самарских улиц есть улица Степана Разина, Пугачевская, Барбошина Поляна (поляне им. Фрунзе возвратили историческое название Барбошина поляна в честь сподвижника атамана Ермака Богдана Барбоши).

Нужно отметить, что казаки во все исторические времена объединялись перед лицом внешней угрозы, так было во время русско-турецкой войны в 19 веке, во время Первой мировой войны, во время Великой Отечественной Войны – всегда казаки оказывались на самых опасных рубежах. Они имеют богатую многовековую историю.


Фото предоставлено Ассамблеей народов Самарской области

В 1550-х–1580-х гг. Самарский край являлся одним из основных районов формирования российского казачества. Первое упоминание о волжских казаках мы находим в письменной истории Российского государства, которое относится к 1560 году, когда группа волжских воровских казаков ограбила на Волге в районе Жигулёвских гор купеческий караван. Становища казаков располагались в устьях рек Самары и Иргиза, на Самарской Луке, о чем есть достоверные сведения. Широко известны предания о засадах, крепостях и даже спрятанных кладах в Жигулевских горах, казаки использовали переволоки между реками Волгой и Усой.

Во времена формирования Российского государства происходило усиление охраны его рубежей, и с этой целью на территории современных Волгоградской, Саратовской и Самарской областей в 1734 г. создалось Волгское казачье войско, а на территории современного г. Тольятти в 1744 г. Ставропольское калмыкское казачье войско. В первой половине Х1Х века оба эти войска были расформированы, но волжские казаки продолжили нести службу в составе трёх волгских полков Терского казачьего войска, в Оренбургском и Астраханском казачьих войсках вплоть до гражданской войны 1918-1920 гг. в России, а ставропольские калмыкские казаки в составе Оренбургского казачьего войска. На этом история казачества в Самарском крае прерывается.

Новейшая история казачества в нашем регионе началась 30 ноября 1990 г., когда потомки казаков из различных казачьих войск, в составе 14-ти человек, под руководством Бориса Николаевича Гусева, создали в тогдашнем городе Куйбышеве первую в постсоветский период на территории города, области и всего Поволжья общественную казачью организацию под названием «Самарское казачье землячество». В декабре 1991 г. самарские казаки объединились с казаками из Уральской области Казахстана в международную казачью организацию «Союз казаков Поволжья и Урала», но он не долго существовал, юридически не был зарегистрирован как международная организация, тем не менее контакты сохранялись и развивались.

Первая областная казачья организация образовалась в 1993 году, это была Самарская региональная культурно-просветительная общественная организация «Волжское казачье войско».

В апреле 1996 года казаки создали уже межобластную организацию. На своем Учредительном Круге они создали Волжское войсковое казачье общество, которое первым внесли в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Это были казаки из ряда областей и республик Поволжья.

В настоящее время на территории Самарской области успешно функционируют более 50-ти реестровых и не входящих в реестр казачьих организаций. Одна из наиболее известных Самарская казачья общественная региональная организация «Самарское казачье землячество» проводит в г. Самаре с 2015 г. ежегодный казачий праздник «Слава Богу, что мы – казаки!». Как его отметили в этом году мы уже писали, а мероприятие, которое проходило в 2015 г. можно даже увидеть, оно вошло в новейшую историю казачества благодаря небольшому фильму в программе «Свежий взгляд».


Автор программы Ольга Соколовская