Самарский психолог о том, как дети и подростки реагируют на режим самоизоляции
Многим людям сейчас приходится быть дома из-за режима самоизоляции. О том, как долго дети продолжат находиться на дистанционном обучении, остается только гадать. В этом материале психолог Елена Васильева расскажет, как дети реагируют на необходимость находиться дома во время режима самоизоляции.
Помните: содержание этого текста – лишь общие рекомендации специалиста. В каждом отдельном случае и к детям, и к взрослым нужен индивидуальный подход. Если вы испытываете серьёзные проблемы из-за нахождения в изоляции – обратитесь к психологу или психотерапевту.
Реакция на изоляцию
Давайте начнем с общего вопроса: как дети переносят длительную изоляцию дома, когда нельзя сходить в кино или погулять в парк? Легче взрослых или, наоборот, тяжелее?
Здесь нужно рассмотреть по меньшей мере два вектора. Детям до подросткового возраста все равно, на улице они или дома. У них ведущая деятельность – игровая. Поэтому если таковую могут обеспечить на время карантина в достаточном количестве рядом находящиеся люди, то я не вижу проблем с этим.
Что касается подростков, им важно общение и, желательно, без подслушивания взрослых. Подросткам важно ощущать свою независимость и свободу, а в условиях карантина и самоизоляции, как вы понимаете, это невозможно.
Если дома чувствуется напряжение, возникающее из-за конфликтов между родителями или другими живущими вместе родственниками. Ситуация в некоторых семьях накаляется из-за страха перед экономической нестабильностью и пандемией.
Если напряжение переливается через край, то дети это чувствуют. Что, в свою очередь, влияет на их поведение и даже здоровье. Достаточно часто люди нарушают личные границы друг друга из-за чего возникает конфликт, и в семье начинают разворачиваться «военные действия».
Признаки возросшей чувствительности у детей и подростков:
- Непослушание;
- Излишняя эмоциональность, в том числе агрессивность;
- Повышение температуры;
- Обострение хронических заболеваний;
- Бессонница;
- «Побег из реальности» – больше времени проводят в Интернете;
- и прочее.
Потребность в общении
Сейчас гражданам не советуют ходить друг к другу в гости. Смогут ли дети — особенно в подростковом возрасте — прожить месяц без живого общения с друзьями и сверстниками?
А в чем разница между живым и виртуальным общением? Так ли она велика? С другой стороны, есть подростки – правда их не так много – которые нуждаются в физическом присутствии другого человека. Такие могут страдать во время самоизоляции.
У каждого разное отношение к ограничениям. Важно что каждый человек индивидуально вкладывает в это и как переживает.
Достаточно часто я встречаю в своей практике подростков, которых одолевает скука. Они не могут сами себя занять и нуждаются в тех, кто будет это делать. Это дети, которых не научили играть с малых лет самих с собой, а заполняли пространство, давая планшет. Человек не привык сам находить себе интересные занятия.
В своей практике вы уже успели столкнуться с пациентами, у которых развилась тревожность или появились другие проблемы во время самоизоляции?
Есть те, у кого эти проблемы актуализировались. Но они возникли раньше и были у этих людей давно.