Архитектор Любовь Ионова назвала три здания в Самаре, которые необходимо взять под охрану: «Наступил момент переосмысления наследия второй половины 80-х»
Самара — город с богатой историей. Одна из главных точек притяжения местных и туристов — это старый город. Именно здесь во время прогулки можно разглядеть архитектурные шедевры, дома, где когда-то жили известные личности, памятники. Конечно, время не щадит здания, именно поэтому для сохранения некоторые из них реставрируют, вносят в реестр объектов культурного наследия региона.
Редакция SamaraOnline24 пообщалась на эту тему с архитектором и арт-медиатором Любовью Ионовой, которая рассказала, каким известным в Самаре зданиям совсем скоро исполнится 40 лет и почему их необходимо взять под охрану.
«Наступил момент переосмысления наследия второй половины 80-х»
Согласно федеральному закону, в реестр охраняемых памятников могут быть включены объекты, со временем возникновения которых прошло не менее 40 лет.
Сейчас, в 2024 году, наступил момент переосмысления наследия второй половины 80-х. Нам стоит посмотреть на эти объекты не только с точки зрения красоты, но и ценности, какие из них важны, заслуживают быть включенными в реестр и подлежать охране.
Дворец бракосочетаний
Первый объект — это дворец бракосочетаний на Молодогвардейской. В народе его называют «Теремком». Он построен в 1983 году по проекту архитекторов Алексея Герасимова и Вагана Каркарьяна. Дворец отличается узнаваемым архитектурным обликом с характерным ритмов пилонов. По замыслу авторов, они символизируют сложенные ладони. По рассказам автора проекта, архитектурное решение даже вызывало проблемы у инженеров-конструкторов, которые отказывались его реализовывать. Они не могли выполнить необходимые для строительства расчёты. В итоге нашёлся главный конструктор, принявший непростой вызов и рассчитавший конструкцию.
Витражи Дворца выполнены по авторскому решению художника Вячеслава Герасимова. Это именитый автор для Самары, его работы уже принимались под охрану. В этом здании проявляется совокупность критериев ценности объекта наследия. Мы видим и историческую, и материальную ценность объекта, высокую степень сохранности, наличие подлинных элементов. Учитывая небольшой сквер перед дворцом бракосочетаний и панораму, которая складывается по этому спуску, можно говорить о некоторой ландшафтной ценности. Но в первую очередь архитектурно-художественных характер здания, высокий уровень и качество исполнения архитектуры, витража, гипсового панно, мраморных лестниц. Всё это складывается в узнаваемый торжественный образ теремка. А упомянутый факт об инженерной сложности говорит и о строительно-технологической ценности объекта.
Дворец бракосочетаний на ул. Молодогваредйская, 238 / Автор фото: Надежда Острокол
Самарская филармония
Второй объект — здание Самарской филармонии, построенное в 1988 году. Подождать установленного срока осталось всего четыре года. Филармония построена на месте снесенного театра-цирка «Олимп», который долгое время был охраняемым объектом, но пришел в аварийное состояние. Архитектор Юрий Храмов рассказывал, что строить новое здание не разрешили из-за статуса наследия, поэтому проект оформили как реконструкцию старого. Так и вышло, что филармония напоминает стиль модерн, хотя построена она значительно позже. С точки зрения сохранения наследия, это интересная ситуация, признание уникальным и ценным объект, который вырос на месте снесенного памятника и отсылает к его архитектуре.
На одной из экскурсий, мы обсуждали с людьми, насколько для них ценно это здание. Для многих оно важно как память о посещении филармонии, о концертах и событиях, проходивших там, кто-то знает это здание с детства. Когда я спрашивала, стоит ли подумать о включении филармонии в список охраняемых объектов, один из участников дискуссии высказал позицию: здание, конечно, ценное, но зачем включать в реестр, ведь ему ничего не угрожает? С этой экскурсии прошло около месяца, с тех пор начался ремонт крыши, при этом цвет кровли изменен. Там укладывают покрытие ярко синего цвета, и это колористическое решение, естественно, не подлежит никакому согласованию.
Самарская филармония / Автор фото: Яна Лаушкина
Историческая крыша филармонии не имела такого яркого оттенка, а сейчас при ремонте его изменили. Если бы объект подлежал охране, делать это было бы нельзя. Ответ на вопрос с экскурсии появился сам собой. Брать объект под охрану стоит раньше, чем ему начнет что-то угрожать. Если здание не охраняется, то его внешний облик может быть изменен без всяких последствий. Филармония — это и про историческую ценность, и про художественную, и про градостроительную.
Музей Алабина
Третьим в эту подборку я бы добавила здание Ленинского мемориала. Сегодня в нём располагается наш краеведческий музей имени П.В. Алабина. Его разработка была начата еще в 70-е, но строительство завершили только в 89-м году. Подождать признания ему придется дольше всех. Проектирование в основном велось московскими архитекторами под руководством Е.Г. Розного, но привлекались и самарские авторы. Здание музея — это крупный и значимый объект для города, его визитная карточка и архитектурная доминанта. Интересный эффект — сочетание первого остекленного этажа и монолитного, лишенного окон, тяжелого второго этажа, который выглядит более массивно. Для исторической архитектуры всё-таки тектоника здания строилась иначе, массивными были первые этажи, часто они окрашивались в темные цвета для придания такого эффекта. Здание должно было твердо стоять на земле, а для модернизма это правило не работает. При этом верхних этаж здания, не грубая форма, а плавная, создающая свето-теневую игру на фасаде, ритмом скруглений и волн. И говоря об этом здании, конечно же, невозможно не сказать про монументальнейшую мозаику главного фойе. Во внутреннем пространстве музея выполнена колоссальная мозаика с портретом Владимира Ленина. За счет фона всё пространство этого помещения заполняется красными отцветами, создающими неповторимую атмосферу.
Здание Ленинского мемориала — это одно из самых узнаваемых мест в городе, и одно из самых прекрасных зданий, построенных в духе советского модернизма в Самаре. Не случайно именно оно помещено на обложку книги «Космический Куйбышев», которая посвящена развитию архитектуры с 60-х до 90-х.
Музей имени П.В. Алабина / Автор фото: Валерия Паринова
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен