Top.Mail.Ru

Сварщик Михаил Бандурист стал самарской панк-звездой: "Первую гитару купил, сдав цветмет"

Как живут современные панки, почему выбирают та...

личный архив Михаила Бандуриста

Как живут современные панки, почему выбирают такой образ жизни и вымрут ли они когда-нибудь как динозавры или punk’s not dead, рассказал журналисту Самара online 24 солист и основатель самарской панк-рок группы "Однорукий Бандурист" Михаил Бандурист.

В обществе существует клише, что панк, это тот, кто слушает панк-рок, никогда не моется, не пользуется туалетной бумагой и питается из мусорного контейнера. По-моему, такими же словами можно описать бомжа, ну разве что музыкальные предпочтения у него могут быть другие. Миш, скажи, что на самом деле отличает панка от бомжа?

- Такой стереотип отчасти имеет место быть. Какие-то элементы развязного поведения, небольшого протеста действительно присутствуют. Но, чтобы не мыться годами и есть из помойки - такого сейчас нет, это очень утрировано. Подобное встречалось на ранних этапах нулевых. Я имел возможность общаться с ребятами, которые данное поведение демонстрировали.

При чем, если это разовая акция, сделанная по угару и по фану, а не постоянный образ жизни, то почему бы и нет? Все люди по-разному развлекаются, кто-то с небоскреба с парашютом прыгает. Есть такое понятие - говнарство (низкокультурные люди, пьющие и блюющие в подъездах, - прим. ред.). Такие люди встречаются и в обычном обществе, не только в неформальном движении. Кто-то приклеил нам эту бирку от простого недопонимания панк-движения.

Этот стереотип возник от незнания самой панковской движухи. Как правило, все непонятное обвешивается всевозможными ярлыками. Панки отличаются, нас не особо любят. Если проводить параллель между панками и бомжами, то можно так сказать: бомж это вынужденное положение. Бомжом может оказаться как панк, так и предприниматель. это больше к классовости относится, чем к принадлежности к субкультуре. Любого может это коснуться. И у меня был период в жизни, когда мне негде было жить, номинально я был бомжом, но это не значит, что я жил в мусорном баке и кидался какашками. Такое мне претит.

Обязательно иметь ирокез на голове, чтобы считаться настоящим панком?

- Когда-то один человек стал рассказывать мне, каким должен быть настоящий панк. Я ему ответил и сейчас повторюсь: панк ничего никому не должен. Ирокез - это действительно панковский атрибут, если угодно -протест. Я не могу выглядеть, как простой рядовой гражданин, носить свитерок и джинсы. Ирокез, клепки, мерч - это некий вызов социуму. Обладая таким видом, достаточно сложно жить в обществе, устроиться на работу, создать семью. Но по другому не получится, что называется, прохавать и прожить все это. Некоторые ребята мерчатся только приходя на концерт, в остальное время носят белую рубашку. Такого я не понимаю. Либо ты панк всегда, либо ты не имеешь права считать себя принадлежащим к этой субкультуре.

Знаешь людей, которые живут в дорогих квартирах и моются в джакузи, и при этом считают себя панками?

- Нет, не знаю панков, которые моются в джакузи. Кто-то живет в дороге, кто-то живет на сквотах (нелегально занятое помещение, - прим.ред.), всевозможных вписках. Лично за себя могу сказать, что жил в разных местах, но время идет, появляется семья, жильем надо обзаводиться. Я не могу себе позволить, живя в сквоте, завести ребенка, если хочу воспитать человека. Но обзаведясь базой, я не перестал быть панком.

На какой музыке ты рос?

- Музыки было не особо много тогда. Лет в 8 я слушал группы "Сектор газа" и "Красную плесень", которые можно считать панком только по текстовой составляющей. Хочу сказать, что спустя почти 30 лет моя группа выступала на разогреве у "Красной плесени". Тогда Павел Яцына, лидер группы, мне на гитаре расписался, и я залакировал его автограф.

Потом произошло знакомство с творчеством "Гражданской обороны". Это единственная группа, которую я слушаю с ранних лет и по сей день, каждый раз воспринимая по-новому в разные периоды жизни. Творчество Летова очень глубокое, как его музыкальная, так и смысловая нагрузка. В какой-то период я начал слушать русский андеграунд. В 2015 году познакомился с музыкой Константина Ступина, с этого момента начался мой творческий путь.

Ступина или Летова можно считать твоим кумиром?

- Мне нравится музыка, чье-то творчество. Слушаешь, находишь ответы на какие-то вопросы. Слово "кумир" больше подходит для попсовых исполнителей. Люди *** *** ***** (совершают попытки суицида, - прим. ред.), из-за фанатичной любви к исполнителю, а не к живому человеку, потому что это разные понятия.

Ты помнишь момент, когда решил посвятить себя музыке?

- В моей семье все были далеки от мира музыки. Помню, когда я выразил желание пойти учиться в музыкальную школу, мне ответили, что у меня нет слуха.

В Самаре раньше проходил фестиваль "Пластилиновый дождь". На одной из площадок желающие могли поиграть в этнические барабаны. Там раздавали приглашения в музыкальную школу. На тот момент, я уже около года жил без пагубных привычек.

Я пришел в школу, там случайно оказался препод по гитаре. Одна рука у меня очень плохо работала (последствия бурной юности), и я решил, что надо развивать мелкую моторику. Препод продал мне по сходной цене акустическую гитару, на ней и началась моя музыкальная деятельность.

Когда понадобилась электрическая гитара, я собрал цветмет, сдал его на 7 тысяч рублей и купил ее. Я привязываюсь к инструменту и достаточно бережно к нему отношусь, может, придаю ему какой-то сакральный смысл.

Как пришло решение собрать свою группу?

- Я выпустил первые 3 альбома, не имея группы. Просто находил людей, сильных, на мой взгляд, в аранжировках и имеющих возможность сведения в студии. Приносил тексты с аккордами и записывал у них. С того времени всего 2 трека дожило до сегодняшнего дня.

Из-за неуверенности в том, нужна ли кому-то моя музыка, я не видел смысл собирать группу. После личного знакомства на концерте со Ступиным, человеком необыкновенной энергетики, у меня произошло какое-то озарение.

В 2017 году мы провели первую репетицию, в комнате при промышленной базе на Заводском шоссе. Выглядело это так: собрались три инвалида. Играли ужасно.

Потом состав группы неоднократно менялся. Одной из причины было наличие пагубных привычек у музыкантов. Я сам не употребляю 8 лет и показываю личным примером остальным, что я за здоровую движуху.

Откуда такое необычное название группы?

- Моей первой гитарой была ужасная красная бандура, которая не настраивалась, и назвать ее инструментом можно было условно. Однорукий - потому что у меня реально отказывала рука на тот момент. Когда группа была создана, я реально сломал руку и стал одноруким на какое-то время. И я решил, что название "Однорукий Бандурист" звучит достаточно нелепо и угарно.

Как проходили первые концерты и как публика относится к вам сейчас? Любит или просто терпит, потому что боится?

- Первые концерты проходили печально, зрителей на них было чуть ли не два человека. Сейчас мы регулярно проводим панк-фестиваль и панк-елку. Когда люди подходят и хвалят, мне до сих пор кажется, что это незаслуженно. Я, наверное, слишком самокритичный человек.

Думаю, люди отмечают энергетику на наших выступлениях. С первых концертов нам говорили: "Звучите вы ужасно, но энергетика бешеная". Могу с уверенностью сказать, что наш нынешний барабанщик один из лучших в Самаре. Единственное слабое звено в группе - это я с ритм-гитарой.

Кому-то нравятся тексты наших песен. В моих текстах нет политики, творчество основывается на черной сатире. Мне нравится постебать человеческие пороки. Чем больше людских пороков, тем больше у нас работы.

Вы можете себе позволить какие-то дикие выходки на сцене? Например, сломать гитару кому-нибудь об голову?

- Нет, я скорее осуждающе к такому отношусь. Уважение к зрителю, слушателю должно присутствовать всегда. Инструменты мы не ломаем, дело не в их дороговизне, я вообще не привык мерить жизнь деньгами. Мало кто из музыкантов себе такие выходки позволял, неуважение к инструменту это плохо.

Безумные фанатки никогда не одолевали? Лифчиками сцену не забрасывали?

- Безумных фанаток не припомню. С неадекватными я особо не общаюсь, и музыку мы не ту играем, чтобы девочки бюстгальтеры на сцену бросали. Среди наших слушателей преобладает мужская аудитория.

Занятие музыкой приносит деньги? Чем зарабатываешь на жизнь вообще?

- Музыкой я занимаюсь не ради денег, но понимаю их необходимость. Неплохо, когда после концерта падает кэш на карман, но я воспринимаю это как своеобразную игру.

Всю жизнь работаю на производствах по сварке и сейчас работаю электрогазосварщиком. Если бы меня спросили, что ты выберешь: славу или деньги? Я бы выбрал славу. Несмотря на то, что не могу назвать себя человеком, который болеет звездной болезнью.

Если твой сын скажет, что станет панк-музыкантом, ты сломаешь ему руки или благословишь?

- Руки б ломать не стал, поделился бы с ним собственным опытом и противиться бы не стал, вмешательство в жизнь нехорошо. Сын у меня еще совсем маленький, ему год и месяц. Жена Виктория - гитарист в группе.

Изначально, состав музыкантов был разнополый, и существовало правило, что никаких отношений среди участников быть не должно. С Викторией мы долго дружили, потом скрывали наши отношения, а потом решили пожениться.

Уверен, что быть панком и счастливым семьянином реально. На репетиции мы группа, дома - муж и жена. Всякое бывает, бывает, что и медведь летает.

Как ты относишься к современной попсе?

- Крайне негативно. По сравнению с современной попсой, попсу моей юности можно назвать шедеврами. Ничего, кроме отвращения, у меня такое "творчество" не вызывает. Розовая гадость. "Розовая дрянь хрустит под ногами", - у меня есть такая строчка в песне. Даже язык не поворачивается назвать это музыкой.

Помнишь период, когда неформалам и панкам было опасно ходить по улице? Часто доставалось за внешний вид?

- Я был подростком тогда, когда просто выправленная майка из-под верхней одежды была красным флагом, что ты неформал. Как-то на остановке поздним вечером встретил толпу из 50 скинхедов, которые бомжа прессовали. Мне лет 14-15 было. Они меня не били, удачи пожелали, что странно. Хотя я жил в таком районе, где от гопников и иммигрантов было получить реальнее, чем от скинов. Думаю, за все годы свое право называться панком, я отстоял.

В эпоху тик-токов и бузовых, панки выживут или вымрут, как динозавры?

- Панк-движение все равно будет, оно жестко закрепилось уже. Другой вопрос, в каком виде оно будет. Это уже от нас зависит. Если появится розовый неоновый тик-ток панк, то это одна история, если у руля встанут люди, которые придерживаются старых традиций, - другая.