«В 90-х киноиндустрия была разрушена полностью»: сценарист из Самары Егор Чичканов рассказал о новой волне ностальгии в кино

Сценарист Егор Чичканов рассказал о современном кино и историях из 90-х в Самаре

В последнее время российский кинематограф все чаще начал возвращаться к событиям 1990-х годов. О новой волне ностальгии, 90-х годах в Самаре и параллелях между тем временем и современностью в интервью с SamaraOnline24 рассказал сценарист из Самары Егор Чичканов. Он является автором и режиссером телесериала «И снова здравствуйте!» и соавтором сценариев проектов «Ёлки последние», «Лада Голд», «Комбинация» и других.


Егор Чичканов / Представлено для SamaraOnline24

Егор, как вы считаете, почему сейчас наблюдается новая волна ностальгии по 90-м годам в кинематографе?

— Я думаю, что ностальгия по 90-м – не совсем верно. Но новая волна – это логично, потому что сейчас выросло поколение, родившееся после 2000 года. Никто из них в 90-е не жил, 90-е для этих людей – период магический.

Это было действительно время перемен, время большой свободы, время одновременно и опасное, и открытое. Вот поэтому-то и резонирует с ощущением сегодняшнего дня, когда хочется найти это. И к тому же, молодые авторы современных проектов выросли в 90-е. Это разговор про их детство, про их молодость.


Представлено для SamaraOnline24

Какие у вас остались воспоминания об этой эпохе? Как проходили ваши 90-е в Самаре?

— Я вот помню, как-то со своим другом, Лешей Козловым, мы распечатывали очень долго у него дома на матричном принтере реферат в школу. Потом домой меня провожал его папа. Не очень далеко друг от друга жили, но мы так долго печатали, что стало поздно.

И там прям была погоня: милиция гналась за бандитами, они заехали во двор, была перестрелка, запах пороха, выстрелы. До сих пор это помню, очень яркий для меня образ. Я был маленьким еще, не до конца понимал, что происходит. Но вот это ощущение перемен, яркости, возможности, и одновременно как бы такого скрытого страха, напряжения, я помню.

И помню одну такую деталь: когда я был совсем маленьким, мы никогда не закрывали входную дверь. Не надо было брать ключи, потому что всегда дверь открыта. А в 90-х, не то, чтобы надо было закрывать на несколько замков, у нас появилась двойная дверь. Тогда это было очень популярно.

Представлено для SamaraOnline24

Как, по вашему мнению, изменился подход к кино со времен 90-х до настоящего времени?

— В 90-х киноиндустрия была разрушена полностью. Все, что происходило, существовало вопреки. Не было никакого организованного процесса, не было легального сбыта того, что производили. То есть ты мог произвести фильм, но никаким образом не мог с него заработать. Появилось пиратское кино, которое финансировалось какими-то бандитами. В общем, вокруг кино крутились различные деньги. Был расцвет подпольного телевизионного показа. Нормальный прокат вернулся более или менее после 1997-го года.

Кино в 90-х в России – это все результат больших авторов, например, Балабанова. Говорить о возвращении и появлении российского кино, можно только под конец 90-х. Потому что там все остальное такой хаос, конечно, странный.

Я считаю, что наша индустрия сейчас развита чуть ли не как самая лучшая в мире.


Представлено для SamaraOnline24

Видите ли вы параллели между 90-ми и современностью?

— Параллели между 90-ми и современностью я вижу конечно же. Очень много событий. На самом деле, искусство – это переосмысление и сегодняшнего дня тоже. И вот то, что сейчас у нас такие ограничения, всякие санкции. В кино опять появились «пиратки». Сложно достать что-то зарубежное. Произошла такая реинкарнация 90-х, которую, на самом деле, не хотелось бы, конечно.

Представлено для SamaraOnline24

Считаете ли вы, что современные фильмы удачно передают дух 90-х, если действие в них разворачивается в этом десятилетии?

— Вообще, задача в кино как бы имитировать жизнь, создать ее копию. В кино это принципиально важно, чтобы достоверность была высокая. Важно мимикрировать это под настоящую жизнь. Даже если мир фантастический, у него должны быть очень заземленные, понятные правила.

Тем не менее, вторая задача – переосмыслять это время. Вот если задача - переосмыслить, то необходимо в этот блендер все закинуть и перемешать. Плевать на достоверность, главное, передать настроение, дух, энергию и так далее. Мне кажется, что это важнее.

Представлено для SamaraOnline24

Возможно ли снять хорошее кино в глубинке? Или для этого не обойтись без масштабных павильонов крупных городов?

— Произвести кино можно где угодно. Для того, чтобы снять полный метр сегодня, не нужно примерно ничего – все есть в телефоне. Но произвести фильм, который будут в кинотеатрах показывать, действительно, сложно, потому что очень высокая конкуренция. В том числе высокая конкуренция качества. Вот если ее достигнуть невозможно, то можно добиться конкуренции идей, аутентичности, особенности и так далее.

Если мы говорим о ситуации в нашей стране, то, к сожалению, у нас очень централизировано производство – все находится в Москве, Санкт-Петербурге и, можно сказать, чуть-чуть в Екатеринбурге.

Но в целом, если говорить о локальном производстве, это очень сложный комплексный процесс. Самая главная проблема – это деньги, которые необходимо потратить на оборудование, технику и кадры. Чтобы работать с кино, придется переехать в Москву или в Петербург, потому что там просто есть индустрия. Оставаться на местах, поднимать это – дело не благодарное. Нужно где-то иметь источник дохода, чтобы он поддерживал жизнь. Вот тогда можно делать региональное кино. Но потребуется очень много времени: если начать сегодня, эффект может быть достигнут лишь лет через 10.

Представлено для SamaraOnline24

Сложно ли пробиться человеку из региона в мир большого кино? Можете ли вы поделиться своим опытом с начинающими сценаристами?

— Ну давайте честно смотреть в глаза: большинство населения Москвы – это люди из региона. В Петербурге тоже так. С кем ты не поговоришь, все откуда-то, и в этом нет ничего страшного.

Чтобы пробиться сценаристам или вообще попасть в индустрию, я рекомендую участвовать во всевозможных конкурсах, различных питчингах, отправлять свои заявки на все фестивали. В общем, давать возможность свои сценарии снимать. Если вы режиссер – снимать как можно больше короткометражек.

Но чтобы идеи появлялись, надо как можно больше читать, смотреть фильмов и вообще жить активной жизнью. Сценарист пишет часто из своего опыта, и важно этот опыт получить. В том числе еще читать чужие сценарии. Если в какой-то момент вы поднимитесь в уровне написания, и ваш текст попадет хотя бы один раз к тому, кто захочет его запустить, с этого момента ваша карьера взлетит вверх. Важно не сдаваться даже когда кажется, что уже дальше никак, и продолжать писать.

Представлено для SamaraOnline24

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен