Житель Самары забрал из детдома четверых приемных детей сразу
Далеко не каждый человек решится взять себе в семью даже одного приемного ребенка. Об этом хорошо знает Антон Рубин, ведь он является руководителем общественной организации «Домик детства», которая занимается помощью сиротам и воспитанникам детдомов. Два года назад он сам столкнулся с ситуацией, когда просто не смог не забрать к себе сразу четверых приемных детей. Мы пообщались с Антоном и узнали, что толкнуло его на этот поступок и почему сам институт детских домов в России уже устарел.
Встречи
В 2018 году Антон взял себе четверых приемных детей. Все они сиблинги – родственники иными словами. А по закону их нельзя разделять. При этом трое братьев и их младшая сестра жили в разных детдомах.
Долгое время Рубин занимался тем, что на выходных возил детей в гости друг к другу, потому что они скучали. В какой-то момент он лишился возможности это делать, как и видеться с ними. Перед мужчиной встал вопрос: проститься с детьми навсегда или забрать их в свою семью.
В итоге Антон решил забрать детей к себе. Причем важно уточнить – он стал именно приемным родителем, а не усыновителем. Разница в том, что при усыновлении дети по документам становятся родными: получают отчество нового отца, фамилию родителей и становятся их наследниками.
Отличия
А вот если дети остаются приемными, тогда им по достижении 18-летия полагается квартира от государства, на их содержание семья будет получать по 8 тысяч рублей за каждого ребенка. Сами родители также будут получать ежемесячное пособие – 3 тысячи рублей. Впрочем, очередь за жильем растягивается иногда на 5-7 лет.
Воспитывать четверых детей сложно даже с чисто финансовой точки зрения, несмотря на все пособия. Прежде всего, у ребенка после детдома образуется большой пробел в школьных знаниях. Поэтому если приемные родители хотят, чтобы дети стали образованными, придется потратиться на репетиторов.
Антон рассказывает, что его младшие дети, которые сейчас учатся в школе, вынуждены посещать дополнительные занятия даже по основным предметам. 11-летняя Саша кроме того ходит на танцы, а 13-летний Антон до недавнего времени занимался тхэквондо.
Тратиться приходится в том числе и на привычные вещи: одежду, секции, бытовые вещи. Естественно, 8 тысяч в месяц ни на одного ребенка не хватит. Антону, например, приходилось ночью работать в такси. Сейчас его старшие дети – 18-летний Алексей и 19-летний Игорь – уже более финансово самостоятельны и живут отдельно, поэтому трат стало меньше.
Хочется помочь
Сам Антон Рубин является руководителем общественной организации «Домик детства». Ее члены стараются помогать сиротам, причем и тем, кто находится в детдоме, так и уже взрослым сиротам. По словам Антона, неоднократно он сталкивался с ощущением, что простого волонтерского участия недостаточно. Однако забрать к себе в семью всех нельзя. Да и желающих это сделать немного. Во многом из-за финансовой стороны вопроса или предрассудков нашего общества, которые существуют вокруг детдомомвцев и приемных семей. Естественно, и специфика воспитания приемных детей серьезно отличается от воспитания родных.
Антон Рубин, руководитель организации «Домик Детства»:
Каждый раз, когда знакомишься с историей того или иного ребенка, возникает порыв забрать, но сначала нужно своих вытянуть. Это чисто физически и эмоционально тяжело – воспитывать приемных детей. Они уже сформировались как личности: имеют свой характер, привычки, имеют сложности в обучении и воспитании, на которые ты не мог повлиять вовремя. Поэтому сейчас я совершенно точно не готов. Но когда эти подрастут, может быть, задумаюсь над тем, чтобы кого-то взять.
Устаревшая система
Сейчас сам институт детских домов, утверждает Рубин, уже не соответствует современным реалиям. Во многом из-за того, что у сирот и потенциальных приемных родителей совершенно разные интересы.
Фактически существуют две очереди, которые стоят годами из-за несоответствия запросов относительно друг друга. В основном родители хотят найти себе маленьких новорожденных и здоровых детей с отсутствием братьев и сестер – поскольку по закону детей-родственников нельзя разделять – и без живых родителей, чтобы не иметь проблем в будущем. Прежде всего, дети зачастую хотят общаться с ними. Кроме того, живые родители могут быть не лишены прав, а лишь ограничены в них. В таком случае, они могут через суд вернуть себе детей.
Что до детдомовцев, они чаще всего ждут приемных родителей уже будучи в подростковом возрасте. Зачастую у них есть различные заболевания и живые родственники. Такие дети уже сформированы, как личности, поэтому их сложнее воспитать.
Альтернатива
В некоторых странах, в частности на Западе, существуют так называемые фостерные семьи. Это профессионалы, которые обучены заботиться о детях, которые остались без родителей.
В фостерные семьи дети попадают не навсегда, а лишь до тех пор, пока им не подыщут новых родителей. Причем такие «временные мама с папой» получают за свои услуги хорошие деньги.
В результате, делится мнением Рубин, фостерных семей всегда больше, чем детей без родителей. И поэтому сирот не приходится отправлять в детдома. Правда, в России пока не намерены перенимать такой подход.