Утильсбор с 1 декабря 2025 года: Прощайте, Toyota и BMW - что изменится в России

Дмитрий Орлов Редактор lifestyle-раздела
«Три тысячи превратились в миллионы»: что именн...

freepik

«Три тысячи превратились в миллионы»: что именно изменилось с 1 декабря

1 декабря 2025 года для всех, кто мечтал привезти себе иномарку «из-за границы», стало точкой перелома. То, что раньше казалось простой процедурой с доплатой в несколько тысяч рублей, теперь оборачивается сотнями тысяч и даже миллионами только за один утильсбор.

Причина — вступление в силу постановления правительства об изменении порядка расчёта утилизационного сбора. И главное ударное новшество здесь — отмена льготного утильсбора для мощных машин, ввозимых для личного пользования.

Как было и как стало: утильсбор для частников по ценам коммерсантов

Раньше схема для физических лиц выглядела максимально простой и относительно безболезненной:

  • за новый автомобиль до 3 лет платили около 3,4 тыс. рублей утильсбора;
  • за авто старше 3 лет — примерно 5,2 тыс. рублей.

Теперь всё иначе. С 1 декабря 2025 года для машин с мощностью двигателя свыше 160 л.с., которые россияне ввозят для личного пользования, льгота отменена. Частники должны платить по тем же ставкам, что и коммерческие фирмы.

То есть вместо нескольких тысяч рублей утильсбор теперь может составлять:

  • сотни тысяч рублей для относительно доступных моделей,
  • до нескольких миллионов рублей — для дорогих и мощных кроссоверов, внедорожников и премиум-сегмента.

Как считается новый утильсбор

Формула осталась той же, но изменены применяемые коэффициенты:

  • Базовая ставка — 20 000 рублей.
  • Дальше она умножается на коэффициент, зависящий от:
    • рабочего объёма двигателя,
    • мощности мотора,
    • типа силовой установки.

Для электромобилей и последовательных гибридов, где ДВС не связан напрямую с колёсами, учитывается пиковая (30-минутная) мощность электродвигателя или сумма мощностей нескольких моторов.

Важно: таможенная пошлина никуда не делась — она по‑прежнему начисляется отдельно, в зависимости от объёма и возраста автомобиля. То есть утильсбор — это дополнительный, а не заменяющий платёж.

Второй удар с января: утильсбор опять вырастет

Декабрьские изменения — это только первый шаг. Уже с 1 января 2026 года утильсбор на автомобили повысится ещё раз, в рамках ранее утверждённого поэтапного увеличения.

По оценкам «Национального автомобильного союза», новые ставки могут привести к тому, что бюджет России будет ежегодно недополучать до 300 млрд рублей из‑за падения объёмов импорта и изменения структуры рынка.

При этом первый вице-премьер РФ Денис Мантуров настаивает: цель реформы — не закрыть рынок для иномарок, а сделать так, чтобы:

  • локальное производство в России было экономически выгоднее прямого импорта;
  • собирать машины внутри страны, а не просто завозить готовые авто.

Такой подход официально позиционируют как мировую практику поддержки отечественной промышленности, а не «железный занавес» для иностранных машин.

Почему реформа стала одной из самых спорных

Нынешняя реформа утильсбора — одна из самых обсуждаемых и критикуемых инициатив правительства последних лет.

Кто против

  • Представители авторынка — предупреждают о резком падении импорта, росте цен и сужении выбора.
  • Эксперты и чиновники — в том числе министр финансов РФ Антон Силуанов, который оценивал возможное ежегодное снижение доходов бюджета до 440 млрд рублей из‑за реформы.

Реакция граждан: рекорд по дизлайкам

Когда проект постановления опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных актов, он получил рекордное количество официальных дизлайков (через авторизацию на «Госуслугах»):

  • 132,3 тыс. дизлайков против всего 695 лайков.

Из‑за такого резонанса вступление в силу новых правил сдвинули с планируемого ранее 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Но содержания постановления это не изменило — только дату старта.

Ажиотаж до «заморозки»: что происходило с рынком осенью 2025 года

Ожидание резкого удорожания импорта привело к буму спроса на иномарки по старым правилам.

Взлёт серого импорта

По данным гендиректора «Автостат» Сергея Целикова, в октябре 2025 года:

  • 12% всего российского авторынка составили автомобили, завезённые неофициально из-за рубежа;
  • на учёт в России встало 19,7 тыс. таких машин.

Чтобы успеть оформить как можно больше автомобилей по старым ставкам, таможни Дальнего Востока с 27 ноября перешли на круглосуточный режим работы, о чём официально заявила ФТС.

Рекордные продажи новых авто

Рынок новых машин тоже отреагировал всплеском:

  • в октябре 2025 года в России было продано 171,2 тыс. автомобилей — это рекорд за последние 3,5 года;
  • фактическая цена сделки (реальная, а не «по прайсу») за три месяца выросла примерно на 20%.

Рост цен связан не только с ожиданием нового утильсбора, но и с отменой скидок и госпрограмм поддержки, о чём ранее подробно писала «Газета.Ru».

Какие машины станут «роскошью» для ввоза

Новый порядок особенно болезненно бьёт по популярным иномаркам среднего и верхнего сегмента, которые россияне активно завозили самостоятельно.

Под удар попадают ввозимые кроссоверы и мощные версии

Среди наиболее пострадавших моделей называют:

  • Hyundai Santa Fe и Hyundai Palisade;
  • мощные версии Hyundai Tucson и Kia Sportage;
  • китайский бестселлер Geely Monjaro.

Среди подержанных машин мощнее 160 л.с., которые активно ввозили в январе–сентябре 2025 года, наибольшим спросом пользовались:

  • BMW 5 Series,
  • Subaru Levorg,
  • Kia Sorento,
  • Kia Carnival.

Из новых, завозимых по каналам альтернативного импорта, чаще всего в Россию везли:

  • Geely Monjaro,
  • Toyota RAV4,
  • Toyota Highlander,
  • BMW X3,
  • Geely Coolray.

Конкретные цифры: сколько теперь придётся доплатить

Автоэксперты уже приводят примерные расчёты для популярных моделей:

  • за новый Toyota RAV4 с базовым мотором 2.0 л с 2026 года россиянину придётся заплатить примерно +900 тыс. рублей только утильсбора;
  • за BMW X5 дополнительный утильсбор может составить около 2,6 млн рублей.

По словам основателя компании «РоговМобиль» Дмитрия Рогова, новый «утиль» настроен так, что:

  • минимальное подорожание получают машины:
    • с двигателем до 2 литров,
  • по полной программе.

При этом, по оценке автоэксперта Олега Мосеева, у Toyota всего 3,5–4% альтернативного импорта приходилось на машины мощностью до 160 л.с. — то есть подавляющее большинство популярных версий как раз попадает под усиленный утильсбор.

Какие машины всё ещё можно выгодно ввозить

Полного запрета на импорт нет. В модельных рядах глобальных брендов остаётся много автомобилей с моторами до 160 л.с., которые по‑прежнему можно ввозить для личного пользования по льготным ставкам утильсбора.

Модели, которые «выживают» в новой реальности

Среди них:

  • Mazda CX-30 и Mazda CX-50 из Китая с 150-сильными двигателями;
  • компактный кроссовер Honda Vezel;
  • корейский седан Hyundai Elantra базовых комплектаций;
  • Nissan Qashqai с моторами до 160 л.с.;
  • «младшие» версии немецких моделей — например:
    • BMW 3 Series в базовых модификациях,
    • Audi Q3 с менее мощными двигателями.

Покупателям, которые всё ещё рассчитывают привезти машину из‑за рубежа по адекватным деньгам, придётся внимательно смотреть не только на объём, но и на мощность двигателя: порог в 160 л.с. становится водоразделом между «ещё терпимо» и «слишком дорого».

Что дальше: выбор между импортом и «локалкой»

Новый порядок утильсбора уже привёл к:

  • взрывному спросу на подержанные и новые иномарки до введения правил;
  • росту цен на автомобили на 20% и выше за счёт отмены скидок и программ поддержки;
  • резкому ухудшению экономики самостоятельного ввоза мощных машин.

Дальше рынок, скорее всего, будет меняться в сторону:

  • роста доли машин с моторами до 160 л.с. в структуре импорта;
  • усиления позиций локальных производств и сборочных площадок;
  • сокращения предложения популярных кроссоверов и премиум‑иномарок по доступным ценам.

Фактически утильсбор стал скрытым фильтром: кто готов платить за мощь и статус — заплатит очень много, кто хочет сэкономить — будет выбирать менее мощные и более «локальные» варианты.

Читайте также:

Пишет источник

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен