В российских школах отменяют один из главных уроков: дети счастливы, учителя не понимают, как учить дальше

Предмет "Обществознание" в привычном виде уйдет...

Из архива редакции

В российском образовании грядут серьезные перемены, первые за несколько лет, старт которых намечен на 2025 год.


Предмет "Обществознание" в привычном виде уйдет в прошлое, уступив дорогу развитию "универсальных навыков". Очень важно понять, как это затронет учеников, их семьи и учителей.


Что же конкретно планируется изменить?


С 2025 года "Обществознание" исчезнет из программы 6-7 классов. К 2026 году ожидается полный отказ от старой модели обучения, начиная с 8 класса. В старших классах предмет останется, но его содержание сильно изменится и станет шире.


Юридические вопросы добавят в курсы истории и обществознания. Финансовая грамотность станет обязательной частью математики. Социальные вопросы будут изучать через проекты, что даст более глубокое понимание и возможность применить знания на практике.


Главная причина реформы – несоответствие текущей системы обучения современным требованиям. Раньше образование было заточено под зубрежку, а не на практическое применение знаний. Исследование ВШЭ за 2023 год показало, что 87% работодателей жалуются на недостаток гибких навыков у молодых специалистов.


В эпоху технологий и всеобщего доступа к информации умение анализировать и адаптироваться становится особенно важным. Сейчас самые ценные навыки – это критическое мышление, эмоциональный интеллект и умение общаться с людьми из разных культур.


В Финляндии с 2016 года особое внимание уделяют междисциплинарным проектам, объединяющим разные области знаний. В Сингапуре 60% времени на учебе отводят развитию soft skills, что готовит учеников к будущему.


В программу включат основы предпринимательства. Медиаграмотность поможет ученикам критически оценивать информацию. Навыки общения помогут в жизни и работе.


Деловые игры, имитирующие переговоры или суды, помогут развить практические навыки. Кейс-чемпионаты позволят применять знания для решения реальных задач. Школьные стартап-инкубаторы дадут возможность разрабатывать и реализовывать свои проекты.


Сократят количество тестов и увеличат число заданий, требующих анализа ситуаций и развернутых ответов. Введут устную часть, похожую на экзамен TOEFL, для оценки умения общаться.


Учителям нужно будет пройти переподготовку и научиться методам коучинга. Родителям нужно будет активно участвовать в выборе профессии для своих детей. Школам понадобятся новые места для работы в группах: коворкинги и переговорные комнаты. Ученикам придется привыкать к новой модели: 30% теории, 70% практики, что требует большей самостоятельности и активности. Вузам придется менять критерии приема, учитывая новые навыки.


Речь не об отказе от знаний, а об их обновлении. В современном мире важны не только заученные правила, но и умение применять их для решения проблем, говорит Елена Приступа, руководитель Института образовательной политики.


Есть риск, что школы в регионах столкнутся с проблемами при переходе на новую систему. Нужна большая программа повышения квалификации учителей, отмечает Артем Соловейчик, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС.


Ученикам советуют проходить онлайн-курсы по развитию критического мышления, например, на Coursera. Родителям рекомендуют развивать эмоциональный интеллект детей через настольные игры и занятия. Учителям советуют осваивать методы организации дискуссий для активизации учебного процесса.


Реформа неизбежна, и ее успех зависит от всех. Важно понимать, что современная школа должна учить не только выполнять инструкции, но и создавать новые решения.

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен