В школах отменяют этот предмет с сентября: ученики прыгают от счастья, учителя пожимают плечами

Из архива редакции
В системе российского школьного образования с 2025 года намечены широкомасштабные изменения, которые станут наиболее существенными за последние десятилетия.
Традиционный предмет "Обществознание" планируется заменить развитием "гибких навыков", что затронет учеников, их родителей и преподавательский состав. Предполагается, что произойдут следующие структурные изменения:
- Исключение "Обществознания" из программы 6-7 классов с 2025 года.
- Полная отмена классического курса в 8 классе с 2026 года.
- Сохранение предмета в старших классах, но в обновленном виде.
Основные направления реформы включают в себя:
- Интеграцию правовых вопросов в курс истории.
- Включение финансовой грамотности в программу математического образования.
- Изучение социальных тем через формат проектной деятельности.
Реформа обусловлена следующими причинами:
Устаревшая модель образования, которая ориентирована на запоминание терминологии, а не на практическое использование знаний.
Недостаток "гибких навыков" у выпускников, на что указывает 87% работодателей (согласно данным НИУ ВШЭ за 2023 год).
Соответствие новым требованиям, когда в эпоху развития искусственного интеллекта, такого как ChatGPT, умение анализировать информацию и адаптироваться к изменениям, ценится выше, чем знание фактов.
Наиболее востребованными навыками являются: критическое мышление, эмоциональный интеллект и кросскультурная коммуникация.
Мировой опыт демонстрирует, что в Финляндии с 2016 года акцент сделан на междисциплинарных проектах, а в Сингапуре 60% учебного времени посвящено развитию "мягких навыков".
Новые направления обучения включают в себя:
- Практические модули: основы предпринимательства, медиаграмотность, эффективные коммуникации.
- Новые форматы обучения: деловые игры, такие как симуляция переговоров и судебных процессов, кейс-чемпионаты, школьные стартап-инкубаторы.
- Обновленный формат ЕГЭ: уменьшение количества тестовых заданий и увеличение доли заданий, требующих анализа реальных ситуаций, а также введение устной части по модели TOEFL.
Реформа приведет к следующим последствиям:
Учителям необходимо будет освоить коучинговые методики вместо традиционных лекций.
Родители должны будут принимать более активное участие в профориентации детей.
Школам потребуется создавать пространства для групповой работы, такие как коворкинги и переговорные комнаты.
Ученики должны будут адаптироваться к системе, где 30% времени отводится на теорию, а 70% – на практические задания.
Вузам необходимо будет пересмотреть критерии приема абитуриентов.
Эксперты высказывают следующие мнения:
Елена Приступа, директор Института образовательной политики, утверждает: "Это не отказ от знаний, а их переупаковка. Современному человеку нужны не формулы из учебника, а инструменты для решения реальных проблем".
Артем Соловейчик, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС, отмечает: "Риск заключается в том, что региональные школы могут не справиться с переходом. Необходима масштабная программа переподготовки учителей".
- Ученикам рекомендовано проходить онлайн-курсы по развитию критического мышления, например, на Coursera.
- Родителям рекомендуется развивать эмоциональный интеллект у детей с помощью настольных игр.
- Учителям необходимо осваивать технологию фасилитации групповых дискуссий.
Реформа неизбежна, и ее успех зависит от активного участия всех заинтересованных сторон. Важно помнить, что школа будущего должна учить не просто следовать инструкциям, а разрабатывать собственные стратегии.
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен