Почему музыканты недовольны сотрудничеством со стриминговыми сервисами
Стриминговые сервисы типа Spotify упрощают жизнь меломанам, открывая доступ к любой музыке, которая когда-либо выходила. Но политика таких платформ устраивает далеко не всех музыкантов.
Музыканты хотят больше зарабатывать на стриминге
Если обычные пользователи только в плюсе от использования стриминговых сервисов, то с музыкантами все сложнее – многих артистов не устраивает финансовый выход от стриминга. Хотя их пользу никто не отрицает. Например, участник металкор-группы While She Sleeps Мэт Уэлш признается, что стриминг является потрясающим инструментом для привлечения аудитории, но доход от него крайне незначительный.
Ситуация, связанная с пандемией, только усилила проблему. На фоне ограничений доходы артистов упали, что лишь подчеркнуло колоссальную разницу в доходах между живыми выступлениями и тем, что музыканты зарабатывают от стриминга. Жалоб в эпоху ковида стало больше, в том числе в адрес Spotify.
Как распределяются деньги от стриминговых сервисов
Заработанные средства делятся между разными участниками:
- самим сервисом;
- лейблом музыканта;
- музыкальным издателем;
- автором песен.
Часть средств уходит на НДС, и уже оставшиеся деньги выплачиваются музыкантам. Размер дохода напрямую зависит от популярности исполнителя – чем чаще его слушают, тем солиднее поступления.
Проблема в том, что данный порядок распределения не учитывает интересы каждого артиста. Например, хайповых «звезд» эстрады все устраивает, но музыканты, творчество которых рассчитано на более узкий круг слушателей (например, рок-исполнители), получают от стриминга совсем не много. Да, успешные примеры есть и среди рок-музыкантов (например, AC/DC или Linkin Park), но попса все равно впереди.
Распределение доходов от стриминга предлагается поменять
Несмотря на недовольство доходами от потоковых сервисов, многие рок-группы подчеркивают пользу таких площадок, поскольку они помогают расширять аудиторию, увеличивать продажи билетов, мерчей и т.д. Но необходимость перемен очевидна. Музыканты вносят свои предложения, чтобы изменить ситуацию.
Что именно предлагают поменять
Вот краткий перечень изменений, которые бы хотели внедрить многие артисты:
- равное распределение доходов между лейблом и исполнителем (группой) – 50 на 50 (текущая схема выглядит так – 80 на 20);
- увеличение стоимости подписки (цены не повышались с самого начала);
- ориентирование платежей на пользователя (идея в том, чтобы деньги конкретного подписчика уходили только тем артистам, которых он слушает).
Ряд стриминговых сервисов уже дали согласие на тестирование данной схемы, к примеру, известная онлайн-платформа SoundCloud. Французский сервис Deezer тоже давно работает над внедрением данной идеи, но пока не может прийти к общей договоренности со всеми студиями.
Остается надеяться, что предложения артистов будут реализованы на практике, чтобы доход от стриминга получали не только представители попсы, но и альтернативные артисты с узким кругом слушателей.
Еще раз подчеркнем, что музыка становится все более доступной, например, помимо стриминга у пользователей есть возможность слушать радио прямой эфир, наслаждаясь любимыми композициями в любое время. Прослушивать радиоэфир можно через браузер – это удобно.