Психолог прокомментировала, почему учительница из самарской школы могла поднять руку на ученика

Юрист разъяснил, какое наказание грозит педагогу, которая дала пощечину ребенку
Юрист разъяснил, какое наказание грозит педагог...

Фото: Мария Короткова

В школе в поселке Управленческий в Самаре разыгрался громкий скандал. Учительница дала пощечину своему ученику. Ее отстранили от работы. На педагога заведено уголовное дело.

О том, что думают по поводу таких инцидентов психологи и какое наказание грозит учителю, — в материале «Самара Онлайн24».

Что произошло?

Несколько дней назад в самарских соцсетях появилось видео, на котором педагог спорит о чем-то с учеником младших классов, а затем дает ему пощечину. Впоследствии выяснилось, что этот инцидент произошел в школе №127, которая находится в поселке Управленческий. По его факту уже проходит проверка полиции и прокуратуры.

Почему люди не могут держать себя в руках?

По мнению психолога, не зная ситуации, трудно делать какие-то выводы о том, что именно подтолкнуло учительницу к такому поступку. Здесь могут быть самые разные причины.

«Тут очень много вопросов. Педагог впервые ударила ученика? Или она часто ведет себя таким образом? Может быть, ученик планомерно доводил учительницу. А может быть, она садистка», — отмечает психолог, эксперт по тревожно-фобическим расстройствам Елена Лаврушкина в беседе с журналистом «Самара Онлайн24».

По ее словам, люди чаще всего «срываются» под воздействием каких-то неблагоприятных обстоятельств. Таких как, например, недосып, переутомление, проблемы со здоровьем, сложности в семье и в личной жизни.

Фото: Мария Короткова

«Мы же не знаем, что было в тот момент с учительницей. Может быть, у нее, к примеру, болел зуб, или она разводилась с мужем, или она была очень перегружена», — рассуждает собеседница издания. — «Не исключено, что ребенок в течение долгого времени провоцировал ее. Такие случаи тоже бывают. Так, например, в Зеленограде школьник долгое время издевался над учителем, даже поставил себе задачу «уволить его» и добился своей цели. Однажды педагог не выдержал и за шкирку вывел его из класса. В результате его уволили, но впоследствии он нашел себя в репетиторстве».

«Может быть, в школе невыносимый для учителей психологический климат»

Психолог отметила также, что учителя зачастую находятся в очень неблагоприятных условиях: они нередко бывают перегружены, работают чуть ли не на две ставки. От этого они могут становиться более нервными, раздражительными. О том же самом говорит и известный педагог, директор школы «СOлНЦе» Павел Шмаков.

«Конечно, это абсолютно неприемлемый поступок. На ребенка нельзя поднимать руку ни при каких обстоятельствах. Но здесь важно разобраться в том, что привело к такому поведению педагога. Может быть, в той школе, где произошел это инцидент, абсолютно невыносимый для учителей психологический климат. Ведь в некоторых учебных заведениях педагоги работают на две ставки, в классах по 40 человек и дети снимают их на видео. И если в этой школе такая обстановка, то в этом и кроются корни того, что учитель так себя повела», — прокомментировал Павел Шмаков в беседе с журналистом.

Эксперт также добавил, что на сегодняшний день ситуация в области образования в России оставляет желать лучшего. Так, в частности, по словам Шмакова, учителя не получают достойную зарплату. Кроме того, профессия педагога не является престижной в нашем обществе.

Проступок или профнепригодность?

Однако, каковы бы ни были причины такого поведения учительницы, это ее не оправдывает, считают эксперты. Такая ситуация показывает, что человек не может держать себя в руках и не справляется со своими обязанностями.

В то же время, если героиня инцидента всего лишь один раз повела себя неподобающим образом, ставить на ней крест как на учителе, по мнению Елены Лаврушкиной, тоже неправильно. Может быть, наоборот, ситуация с пощечиной послужит педагогу уроком, и она научится себя контролировать и больше ни разу в жизни не допустит подобных поступков.

Фото: Мария Короткова

Однако здесь важно знать, было ли это просто единичным эпизодом в ее работе или у нее в принципе такие «методы воспитания». В последнем случае, конечно же, речь идет о профнепригодности, отмечает психолог. Одно дело — когда учитель просто не смог держать себя в руках в какую-то конкретную минуту, а другое дело — когда он постоянно применяет к школьникам физическую силу. Люди, которые сознательно позволяют себе поднимать на учеников руку, не должны работать в школе. А в данном конкретном случае, по мнению Елены Лаврушкиной, педагогу нужно обязательно поработать с психологом.

Какое наказание грозит учительнице?

На учительницу, которая дала школьнику пощечину, заведено уголовное дело по статье о ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

«По этой статье предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до 440 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. На мой взгляд, такое поведение говорит об отсутствии у педагога профессиональных навыков, твердых этических критериев и психологической подготовки», — отметил в беседе с журналистом адвокат, кандидат юридических наук, доцент Павел Мазуренко.

Фото: МВД Медиа

Что же касается того, сможет ли учительница впоследствии работать в школе, такой вариант не исключен. Однако все зависит от того, как сложатся обстоятельства.

«Так как данное преступление небольшой тяжести, возможно примирение учителя с учеником и его законными представителями (родителями). Тогда дело будет прекращено. Возможно также прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием», — говорит Павел Мазуренко. —«Но это не реабилитирующие основания. Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и средней тяжести, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске их к педагогической деятельности».

Что делать, чтобы всегда держать себя в руках?

Инцидент с учителем в самарской школе показал, как важно каждому из нас всегда держать себя в руках. А для этого, по мнению психолога, надо стараться быть в ресурсном состоянии.

«У человека должны быть закрыты все базовые потребности. Нужно, чтобы он быть сыт, обут, одет, здоров физически, чувствовал себя комфортно в своем доме. Важно также высыпаться, правильно питаться. Тот, кто находится в ресурсном состоянии, всегда более спокоен и лучше себя контролирует. А если человек не в ресурсном состоянии и не может достичь его самостоятельно, ему нужно обратиться к психологу», — говорит Елена Лаврушкина.

Важно также уметь не поддаваться на провокацию, когда кто-либо инициирует конфликт с вами. В такой ситуации психолог советует отвести взгляд от собеседника, посчитать до десяти, хотя бы на какое-то короткое время переключить внимание на что-то другое (например, посчитать все коричневые предметы в кабинете) и только потом что-то говорить. А если учитель очень устал и испытывает сильное раздражение из-за того, что ученик пристает к нему с каким-то вопросом, лучшим решением будет отложить разговор с ребенком на другой день.

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен