Вторичный авторынок осенью 2025 года: модели-лидеры, аутсайдеры и рекордный импорт

Freepik.com
Аналитики подвели итоги сентября на рынке подержанных автомобилей: общие продажи слегка просели, но год к году демонстрируют рост. Главным трендом месяца стал рекордный импорт б/у машин и изменение расстановки среди стран-поставщиков.
Отечественный рынок подержанных автомобилей, являющийся важным индикатором покупательной способности и предпочтений граждан, в сентябре 2025 года показал неоднозначную динамику. С одной стороны, заметно легкое сезонное охлаждение после летнего всплеска, с другой — сохраняется уверенный рост в годовом исчислении. Эксперты «АВТОСТАТА» проанализировали для Самара Онлайн 24 ключевые тренды, выделив не только фаворитов среди марок и моделей, но и значительные сдвиги в каналах импорта.
Фото Freepik.com
Осенняя коррекция на фоне годового роста
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в первый месяц осени россияне приобрели порядка 553 тысячи легковых автомобилей с пробегом. Эта цифра на 2,1% меньше, чем в августе (565 тыс. шт.), что можно списать на традиционное снижение деловой активности после летнего сезона. Однако если взглянуть в прошлогоднюю перспективу, картина становится более оптимистичной: сентябрьский результат 2025 года на 4,5% превысил показатель сентября 2024-го (529 тыс. шт.).
За девять месяцев 2025 года совокупный объем рынка составил 4 млн 420 тыс. единиц, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о стабильности и устойчивом спросе на автомобили с пробегом в условиях текущей экономической реальности.
Фото Freepik.com
Lada — безоговорочный лидер, BMW — главный «восходящий» бренд
Распределение сил в ТОП-10 марок на вторичном рынке в целом предсказуемо, однако в динамике скрываются любопытные детали.
Отечественная LADA сохранила за собой первое место с огромным отрывом. В сентябре было куплено 130 тыс. подержанных «Лад». Несмотря на лидерство, марка демонстрирует самое значительное падение к августу — минус 4,9%.
Вторую и третью строчки уверенно занимают японская Toyota (56 тыс. шт.) и корейская Kia (33 тыс. шт.) соответственно. За ними следуют Hyundai (31 тыс. шт.) и Nissan (24 тыс. шт.).
На фоне всеобщего ежемесячного снижения лишь один бренд из первой десятки показал положительную динамику — немецкая BMW. Продажи «БМВ» выросли на 2,2% по сравнению с августом. А в годовом сравнении баварская марка и вовсе демонстрирует впечатляющий рост +12,5%, став абсолютным рекордсменом по этому показателю.
Годовое сравнение также показывает, что Nissan — единственный из ТОП-10, чьи продажи в сентябре 2025-го оказались ниже, чем год назад (-2,7%). Renault остался на прежнем уровне, а все остальные марки показали положительную динамику.
Фото Freepik.com
Рейтинг моделей - «семерка» против корейских фаворитов
В модельном рейтинге царит привычное для России разнообразие, где советская классика соседствует с популярными иномарками нулевых.
LADA 2107. Легендарная «семерка» сохраняет статус самой покупаемой подержанной модели, несмотря на спад в 9,7% к августу. В сентябре было продано 12,2 тыс. таких седанов.
Kia Rio. Корейский седан расположился на второй строчке с результатом в 11 тыс. единиц.
Hyundai Solaris. «Брат-близнец» Rio следует сразу за ним — 10,4 тыс. шт.
LADA 2114. Хэтчбек «Самара-2» (9,5 тыс. шт.) подтверждает любовь россиян к проверенным отечественным моделям.
Ford Focus. Немецкий (на тот момент) хэтчбек замыкает пятерку лидеров с показателем 9,3 тыс. единиц.
Среди моделей ТОП-10 ежемесячный рост показала только одна — внедорожник LADA 4x4 (+1%). А в годовом сравнении лучшую динамику продемонстрировала Toyota Corolla, спрос на которую вырос на 7,8%.
Тренды начала осени - рекордный импорт и геополитический сдвиг
Сентябрь принес знаковое событие, когда объем импорта подержанных легковых автомобилей в Россию достиг максимума за последние два года, составив 48 тыс. единиц. Практически весь этот объем пришелся на ввоз физическими лицами.
Но главное — в структуре импорта происходят тектонические сдвиги:
- Япония по-прежнему лидирует, но ее доля стремительно сокращается: с 48% в июне до 39% в сентябре.
- Китай, напротив, наращивает присутствие: за три месяца его доля выросла с 14% до более чем 20%.
- Южная Корея пока удерживает вторую позицию с долей около 22%.
Самой импортируемой маркой остается Toyota (19% от всего ввоза), следом за ней идет Honda (15%). В пятерку также вошли BMW, Kia и Volkswagen. Среди моделей лидерами по ввозу в сентябре стали Toyota Corolla и Honda Freed.
Рынок подержанных автомобилей в России демонстрирует гибкость и адаптивность. Несмотря на краткосрочные сезонные колебания, он сохраняет положительную годовую динамику. Уходящий квартал четко обозначил два ключевых тренда: растущую популярность премиального сегмента, о чем говорит успех BMW, и кардинальное перераспределение потоков импорта, где Азия представлена уже не только Японией, но и все более активным Китаем. Похоже, что эти тенденции будут определять лицо вторичного рынка и в следующем году.
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен