Искусство делегирования

Каждый руководитель знает, как много задач сваливаются на человека, если он решил основать и вести собственный бизнес. Более того, эти задачи не просто разово сваливаются. Они продолжают падать и падать, порой равномерным потоком, а порой — нарастая, как снежный ком. Единственный вариант не выгореть в таком случае — научиться делегировать.

Конечно, эмоциональное выгорание может появиться не только у руководителей. Но у начальников оно опасно тем, что повлияет на жизнь и работу не одного человека, а всей компании.

Делегирование считается одним из важных методов борьбы с выгоранием.

Что можно делегировать?

На самом деле, практически все! Лучший способ — начинать с самого неприятного и требующего максимального количества сил. Например, вы терпеть не можете возиться с бумагами, не любите кропотливую работу и раздражаетесь от одной только мысли наводить порядок в документах и читать нудные нормативы и требования, но при этом перед вами стоит задача создать и вести архив. Правильным решением будет делегирование! Наймите профессионала, который сделает для вас идеальный архив и будет поддерживать его работоспособность. И тогда, его знания о том, что делать с документами при ликвидации фирмы и как взаимодействовать с государственными архивами вам никогда не пригодятся.

Нередко руководителей мучают сомнения: что делать с той работой, которая нравится. К примеру, вы — владелец кофейни, но сами любите варить кофе. Идеальный вариант — нанять сотрудника, но самому иногда выходить на смену, чтобы это было, как говорится, в охоточку.

Основные ошибки делегирования

Бывает так, что руководитель, вроде бы, делегирует, но желаемого облегчения это не приносит. Зачастую это связано со следующими ошибками:

  1. Перепроверять и переделывать — гиперответственные начальники считают, что никто не сделает работу лучше, чем они, и сами попадают в ловушку этих проверок. Не стоит так делать! Доверяйте своим сотрудникам, помогайте им раскрыться и не контролируйте каждый их шаг.
  2. Делегировать только самое простое. Если доверять подчиненным малозначимые и мелкие задачи, а всю основную работу делать самому, то рано или поздно вы все равно выгорите, а сотрудники будут чувствовать свою бесполезность и охотно займутся поисками другой работы.
  3. Плохое ТЗ. Некачественно поставленная задача приводит к некачественным результатам. Если вы составляете ТЗ в духе «Пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что», то вряд ли стоит ожидать, что все будет сделано так, как нужно.

Правила делегирования

Чтобы делегирование было успешным, нужно соблюдать следующие правила:

  • одна задача — один сотрудник (не дробите задачу, так будет только один ответственный, и не давайте одну и ту же задачу двум людям);
  • четкая постановка задач со сроками исполнения;
  • учитывайте особенности сотрудников при распределении задач;
  • поощряйте за успехи.