Top.Mail.Ru

В 15 лет стала петь джаз в барах и клубах: молодая вокалистка Александра Фракенберг теперь мечтает о "Грэмми"

Александра Фракенберг, джазовая вокалистка из Самары, громко заявила о себе в 15 лет, выступив на сцене местного бара в составе джазового оркестра. О том, как родители отнеслись к выбору профессии, как живет сейчас и можно ли искусством заработать на жизнь, Александра рассказала порталу Самара online 24.

Слышала, что в вокал вы пришли из-за астмы, когда стоял выбор между плаванием или пением. Это так?

Заболевание астмой было одним из факторов того, что я стала заниматься вокалом. Мои родители сделали все, чтобы я была разносторонне развита. Я училась в гимназии, где изучала три языка, получала образование на двух отделениях в музыкальной школе и в художественной школе.

Музыкальная школа была для меня добровольно-принудительной, но вокал давался легко.

фото из личного архива Александры Фракенберг

Почему выбрали именно джаз, как направление?

Джаз я не выбирала, по сути, столкнулась с ним, когда мне было лет 13. До этого я занималась академическим оперным вокалом, и сейчас учусь на оперную певицу. Джаз это моя любовь, его я исполняю для души.


Вы как-то говорили, что джазовая тусовка в Самаре существует на добровольных началах и не приносит денег. Удается зарабатывать музыкой?

Думаю, почему я назвала самарское джазовое сообщество когда-то этим словом "тусовка". А ведь это самое правильное определение. Потому что тусовка - это объединяющая людей история, а не то, что помогает заработать. Это скорее клуб по интересам для тех, кто интересуется джазом, а не наживается на нем.

В Самаре есть адепты современного джаза, а есть те, кто изучает традицию, как например, орекстр Александра Карбасова, исполняющий джазовую музыку золотой эры свинга.

Как повлияла семья на ваш выбор?

Семья, безусловно, повлияла. Но, мне кажется, я родилась такой: уже в детстве меня глубоко впечатляло все, что связано с танцами и музыкой. В моей семье слушали только хорошую, качественную музыку. Поэтому они не сопротивлялись тому, какой я путь выбрала, а наоборот поддерживали во мне это.

Не было такого, чтобы родители говорили: получи нормальное образование и потом уже занимайся музыкой. Или они полностью поддерживают ваш выбор?

Профессиональных музыкантов в моей семье нет, однако, у всех высокий уровень знаний, хорошее образование и в целом понимание культуры. Могу сказать, что моя семья не совсем стандартная. Именно от моих родителей в свое время мне поступило предложение профессионально заниматься музыкой. Они же помогли мне перевестись на домашнее обучение в свое время, то есть поддержка была колоссальная.


Родители никогда не говорили про "нормальное" обучение, хотя некоторые члены семьи высказывали опасения, и я их понимаю . Но у меня и мысли не было выбрать какую-то другую стезю.


Испытываете страх перед выходом на сцену?

Страха сцены вообще нет, я очень люблю публику. Не очень люблю присутствие зрителей, если речь идет об экзамене или зачете, потому что там тебя априори будут оценивать и скорее всего осуждать. Перед концертом чувствую только легкое волнение и адреналин, что восхитительно. Мне кажется, это один из самых приятных факторов выступления.


Вы расказывали, как впервые поняли, что такое отдача от людей, когда пели на улице. Сейчас бы вы вышли петь на улице?


Вышла бы. Я очень смутно помню, как люди останавливались, снимали. В 13-14 лет мне это было максимально интересно. Сейчас у меня уже есть своя публика и концерты, и эти воспоминания, как далекий мираж.

В 16 лет вы стали солисткой Самарского джазового оркестра. Это очень юный возраст. Как родители отреагировали на ваше первое выступление в баре "Вечно молодой?"

Я стала петь с Самарским джазовым оркестром в 15 лет. Сложностей не было никаких, так как я безумно люблю традиционную джазовую музыку, а это, преимущественно, оркестровая музыка.

Мама с сестрой были на том выступлении. Они смирились с барами и клубами, потому что понимали, что это такой этап, который перескочить не получится.

Творчеством можно заработать на жизнь? Мечтаете стать известной?

Сейчас я учусь в Москве в училище при консерватории имени Петра Ильича Чайковского. В Москве я чувствую себя максимально комфортно. Единственное, что учиться сложно, это постоянная борьба с собой. Могу сказать, что тут легко заработать на музыке и культуре. Творчество это мой основной источник дохода. Не уверена, что в Самаре это было бы возможно.

А насколько я смогу в будущем себя реализовать, посмотрим на моем опыте, потому что у каждого он свой. Мне всего 19 лет. Любой музыкант безумно тщеславен и мечтает стать знаменитым.

Вы принимаете участие в музыкальных конкурсах?


В конкурсах не участвовала, потому что большинство из них коммерческие. Они проводятся только для того, чтобы протолкнуть своих подопечных, а с остальных просто собрать деньги. Если, конечно, мы не говорим про "Грэмми", до которого я еще не доросла.

Я очень много выступаю на различных фестивалях. Последний, на котором я пела в составе Московского джазового оркестра, был фестиваль "Будущее джаза" Игоря Бутмана.


Музыка, скорее всего, занимает все ваше свободное время. Остается ли время на личную жизнь и другие увлечения? Могут ли два творческих человека быть в паре?

Скорее, образ жизни музыканта занимает все время. При этом, ты пытаешься организовать быт, позаботиться о своем здоровье и психике, что для артиста максимально важно. Поэтому дома я стараюсь просто отдыхать.
Конечно, остается время на личную жизнь. Без нее можно сойти с ума. Любой человек нуждается во внимании и доверии, артист тем более.

Два творческих человека, несомненно, могут быть вместе. Я вообще не помню ни одних личностных взаимодействий в моей жизни с человеком не творческой профессии. Все мои друзья как-то расположены к искусству, не обязательно к музыке. Когда в паре оба человека творят, то в отношениях даже комфортнее.

Время на увлечения тоже стараюсь находить. В 2022 году начала писать иконы. Также увлекаюсь изучением истории костюма и искусства в целом.