С 1 сентября школьники забудут об этом предмете: родители и преподаватели в недоумении

Из архива редакции ПроГород
В сфере отечественного образования намечаются серьезные преобразования, которых не было уже несколько лет, и их запуск запланирован на 2025 год.
Предмет "Обществознание" в привычном виде уйдет в историю, а его место займет развитие "универсальных компетенций". Необходимо понять, какое влияние это окажет на школьников, их близких и преподавателей.
Что конкретно собираются изменить?
С 2025 года "Обществознание" исчезнет из программы 6-7 классов. К 2026 году старая система обучения будет полностью упразднена, начиная с 8 класса. В старших классах предмет останется, но его содержание будет существенно пересмотрено и расширено.
Вопросы права интегрируют в курсы истории и обществознания. Финансовая грамотность станет неотъемлемой частью математики. Изучение социальных вопросов будет происходить через проектную деятельность, чтобы лучше понимать и применять знания в реальной жизни.
Основная причина реформы – несоответствие текущей системы современным потребностям. Раньше в образовании акцент делался на механическое запоминание, а не на практическое использование знаний. Исследование НИУ ВШЭ за 2023 год показало, что 87% работодателей говорят о нехватке гибких навыков у молодых специалистов.
В эпоху технологий и легкого доступа к информации особенно ценно умение анализировать и адаптироваться. Сейчас востребованы критическое мышление, эмоциональный интеллект и умение находить общий язык с людьми из разных культур.
В Финляндии с 2016 года уделяют особое внимание междисциплинарным проектам, объединяющим разные области знаний. В Сингапуре 60% учебного времени отведено на развитие soft skills, чтобы подготовить учеников к будущему.
В учебную программу добавят основы предпринимательства. Медиаграмотность научит критически оценивать информацию. Навыки общения помогут адаптироваться в обществе и на работе.
Деловые игры, имитирующие переговоры или судебные заседания, помогут развить практические умения. Кейс-чемпионаты дадут возможность применять знания для решения реальных проблем. Школьные стартап-инкубаторы позволят разрабатывать и реализовывать собственные проекты.
Тестов станет меньше, а заданий, требующих анализа и подробных ответов, – больше. Появится устная часть, как в экзамене TOEFL, для оценки коммуникативных навыков.
Учителям придется переквалифицироваться и осваивать коучинг, чтобы соответствовать новой системе. Родителям нужно будет активно помогать детям выбирать будущую профессию. Школам потребуются новые пространства для работы в группах: коворкинги и переговорные комнаты. Ученикам придется привыкать к новой модели: 30% теории, 70% практики, что потребует большей самостоятельности. Вузам придется пересмотреть критерии приема, учитывая новые навыки.
Речь идет не об отказе от знаний, а о том, чтобы сделать их применимыми. Важно не просто заучивать формулы, а уметь использовать их для решения реальных задач, считает Елена Приступа из Института образовательной политики.
Школы в регионах могут столкнуться с трудностями при переходе к новой системе. Необходима масштабная программа повышения квалификации учителей, отмечает Артем Соловейчик из РАНХиГС.
Ученикам рекомендуют проходить онлайн-курсы по развитию критического мышления. Родителям – развивать эмоциональный интеллект детей через настольные игры. Учителям – учиться организовывать групповые дискуссии, чтобы сделать обучение более активным.
Реформа неизбежна, и ее успех зависит от общих усилий. Важно, чтобы в школе учили не просто следовать инструкциям, а и разрабатывать новаторские решения.
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен