«Возможно, это был аффект»: медицинский психолог Юрий Курдин рассказал о том, почему подросток из Тольятти убила маленьких сестер

Психолог Курдин рассказал, почему подросток из Тольятти убила двух малышек
8 октября в Тольятти 13-летняя девочка из много...

Freepik.com

8 октября в Тольятти 13-летняя девочка из многодетной семьи зарезала своих младших сестренок двух и пяти лет. Она спрятала их тела на балконе, после чего пошла гулять в парк. Девочка из семьи со сложными отношениями. Родители в разводе, мама в декрете, а родной отец девочки находится на службе на СВО. В день преступления мама и отчим были в полиции, решая конфликт друг с другом. Когда мама узнала о трагедии, связалась с дочерью и спросила, знает ли та, что случилось с ее сестрами, она ответила: «Это я! Аахахах».

Источник фото: Freepik.com

Стресс довёл до трагедии

По данным СК РФ по Самарской области, 13-летняя тольяттинка отправлена в психоневрологический диспансер для экспертизы.
При этом ранее у девочки не было серьезных проблем в школе, но психологическое тестирование выявило тревожные ответы.
Медицинский психолог Юрий Курдин отметил, что девочка могла находиться под воздействием стресса из-за семейных конфликтов: «Выяснение отношений между взрослыми влияет на детей, может приводить к различным состояниям: не только обиды и переносу агрессии с отчима на его детей. Однако, чтобы сделать выводы, нужно дождаться результатов психолого-психиатрической экспертизы».

Юрий Курдин объяснил, что агрессивные действия девочки могли быть результатом накопленного стресса и аффективного состояния, которое привело к выплеску негативных эмоций. По его словам, это не выглядело как заранее спланированное действие.
«Видно, как конфликт развивался по экспоненте: сначала девочка кусала сестер, а потом взялась за нож. То есть видно, что это было развитие агрессии, а не спланированное действие. А дальше её эмоции настолько захватили, что она схватила нож. Что происходило внутри семьи, предстоит разобраться следствию. Видно, что там был затяжной конфликт», - говорит эксперт.
По словам Курдина, нет достаточных данных о подростковом кризисе как причине убийства. Однако подростки часто не имеют опыта решения сложных ситуаций, что может привести к крайним мерам.
«В этом возрасте психика уязвима, структура нервной системы только продолжают формироваться. Речь идет о формировании в коре головного мозга зон, которые отвечают за контроль. У подростка нет опыта соприкосновения со сложными ситуациями и их преодоления. Почему взрослые лучше контролируют свои эмоции и поведение? Не только за счёт того, что их нервная система сформирована, но и потому что они успели столкнуться с определенным количеством сложных ситуаций и найти позитивный выход. Этот опыт важен. Скорее всего та ситуация, с которой столкнулась подросток из Тольятти, слишком чрезмерна для неё. И она увидела только вот такое страшное решение проблемы», - говорит эксперт.
Свет на ситуацию прольёт результат психиатрической экспертизы. Ход расследования этого громкого дела поставлен на контроль в центральном аппарате Следственного Комитета РФ.

Источник фото: Freepik.com


Научить справляться с агрессией

Юрий Курдин предлагает создать систему помощи подросткам, для того, чтобы они могли учиться предотвращать конфликты и работать с собственными негативными эмоциями. Он подчеркнул важность обучения детей справляться с эмоциями на специальных занятия в школах.


«Система помощи для тех, кто уже переживает стресс есть, это как раз школьные психологи и социальные педагоги, а вот превентивных мер, обучения как справляться со стрессом или сложными эмоциями нет. То есть нет системы обучения тому как справиться с негативными эмоциями до того, как они «захлестнули» ребенка. Мы учим детей физкультуре, обучаем трудам, но не учим справляться с собственными негативными эмоциями и находить для них правильный выход. Молодёжь сейчас вся онлайн, а там столько агрессии. Подросток в силу отсутствия опыта может посчитать, что это нормальный выход для решения ситуации. Столкнувшись с проблемой, он зачастую не обращается к школьному психологу или социальному педагогу. Это говорит о том, что давно пора пересмотреть подход. Начать обучать подростков тому, как вести себя в сложных ситуациях, учиться выстраивать взаимоотношения друг с другом без конфликтов. Нужны занятия в школах по данной теме. Есть опыт Финляндии. Там в школах введены занятия по антибуллингу, где детям поясняют, как может зарождаться агрессия, что с ней делать, как договариваться друг с другом. Это система работает ни один год и мы видим, что там уровень агрессии у подростков снизился. Система дала свои плоды. Вот если бы могли присмотреться и перенять лучшие практики, приземлив их на наши реалии, это могло бы стать решением проблемы с работой с агрессией», - говорит психолог.

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен