Психологи рассказали, как дети могут отреагировать на обязательное тестирование на наркотики
Вопрос детской наркомании – довольно наболевшая тема для Самары. Некоторые школьники начинают в подростковом возрасте употреблять запрещенные вещества. По данным самарского парламента, 5% учащихся входят в группу риска.
Сейчас в образовательных учреждениях тестирование на наркотики проводят на добровольной основе. Правда, с поправкой: решение об участии ребенка от 13 до 15 лет принимают родители. Результаты в целом анонимны: их сообщают родителям и в некоторых случаях школьному психологу.
В самарской губернской думе эти меры посчитали несостоятельными, поскольку в 2019 году удалось выявить лишь одного ребенка с наркозависимостью. При этом двое детей скончались после употребление метадона. При жизни их зависимость не выявили.
В связи с этим в губдуме подняли вопрос о переходе на обязательное тестирование детей на употребление запрещенных веществ. Причем в Москве уже рассматривают аналогичную инициативу.
– Психотравма наступает вследствие события, с которым психика человека не смогла справиться. Когда стресс оказался настолько сильным, что нарушилось эмоциональное равновесие. Возможности справляться со стрессом индивидуальны, поэтому невозможно сделать прогноз для всех и любых детей. Это как «средняя температура по больнице».
Дети с повышенной тревожностью, например, могут отреагировать появлением или усилением симптоматики на любую нестандартную ситуацию, будь то проверка на наркотики или проверка знаний на контрольной. Важно, как именно дети и их родители будут проинформированы о необходимости тестирования, и каковы будут меры после тестирования по отношению к тем, у кого что-то нашли. Гнев родителей, стыд огласки и общественное порицание, запугивание дальнейшими санкциями могут оказаться психотравмирущими для части детей. Стрессом может оказаться не само тестирование, а то, как оно будет объяснено, в какой обстановке проведено, и то, что последует потом.
– Когда возникает ситуация, в которой ребенку есть необходимость сдать тест на наркотики, то это уже говорит о дефиците доверия в таких отношениях.
Если ребенка и особенно подростка принуждать к чему-либо – не только к сдаче теста на наркотики – то он, скорее всего, начнет закрываться и стремиться покинуть такие отношения. Очень важно на этом этапе честно и по-взрослому доносить до ребенка свою позицию: аргументировать свое беспокойство, говорить о своих чувствах. Не изображать из себя следователя, не уличать, не манипулировать ребенком, не обвинять и «виноватить» его. Ситуативно жесткий подход, может, и принесет результат, но в дальнейшем только усилит отчуждение.
Никто не хочет и не бывает готов к тому, что его ребенок начинает употреблять наркотики. Признание этого факта погружает родителя в бездну отчаяния, вины, страха, безысходности, злости и обиды. И на этом этапе очень важно признать, что нужна помощь. Что она нужна каждому члену семьи и часто бывает так, что она нужнее родителям. Это время, когда нужно перестать искать виноватых и начать действовать. Обращаться за помощью к специалистам. Зависимость никогда не проходит сама. Есть в среде выздоравливающих зависимых такая фраза, что болезнь умирает, когда про нее говорят.
Мы также провели опрос среди наших читателей. Респонденты голосовали за то, в какой форме должно проводиться тестирование детей на наркотики.
– Я против обязательного тестирования. Есть список простых препаратов, продающихся в любой аптеке, после применения которых тест будет положительным. Некоторые таблетки «от головы» могут давать такой эффект. Как потом доказать, что ребенок не наркоман? – рассказал противник тестирования.
Отметим, большинство респондентов высказались за обязательное тестирование.
– Считаю в этой ситуации лучше перестраховаться. Сейчас наркомания сильно «помолодела». Лучше если выявлять будут на ранней стадии, и тогда будет проще помочь подростку завязать с этим. В принципе ничего страшного, что всех проверят, – пишет один из сторонников тестирования.
– В последнее время стало много ходить информации о том, что в прямом доступе есть синтетические наркотики, которыми балуются школьники. У меня маленькие дети, и я бы не хотела, чтобы когда то они это попробовали в будущем, – вторит другая сторонница тестирования.