«Как в СССР побывал»: Блогер Алексей Жирухин рассказал SamaraOnline24, как проехать БАМ от края до края
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Самарский путешественник Алексей Жирухин с другом Александром Еликовым за месяц проехал Байкало-Амурскую магистраль на красном китайском пикапе и снял документальный фильм об истории самой главной железной дороги Советского Союза.Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
В июле 2024 года исполняется полвека с начала строительства БАМа. В масштабной стройке эпохи СССР, куда можно было попасть только по специальной комсомольской путёвке, вместе со всей страной участвовали и жители Куйбышева.
Путешественник пообщался с теми, кто стоял у истоков самого масштабного проекта и поделился с SamaraOnline24 впечатляющими фотографиями и эмоциями от поездки.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
С запада на восток
Чтобы добраться до нулевого километра БАМа — города Тайшет из Самары, нужно преодолеть почти пять тысяч километров. По словам блогера Алексея Жирухина, оно того стоит: путешествуя по автодублёру БАМа, ты попадаешь в ожившую историю СССР.
Это одна из самых длинных железных дорог, которую начали строить в 1974 году. Магистраль имеет протяженность 4300 километров. Начинается в Иркутской области и заканчивается в Хабаровском крае на берегу Тихого океана в Советской гавани.
«Мы проехали её на автомобиле, хотя можно было сделать это и на поезде. Есть нюанс, мы снимали фильм, а на небольших станциях остановки всего по 2-3 минуты. А следующий поезд ждать сутки. Станций очень много и хотелось детально рассмотреть каждую, поэтому поехали на внедорожнике» - рассказывает Алексей Жирухин.
БАМ по автодублёру полностью доступен лишь в холодное время года, так как часть пути проходит по зимникам. Поэтому на старте путешествия за окном был минус 30, а когда путешественники приехали на побережье Тихого океана, то попали в 30-градусную жару. В следующем году друзья планируют повторить маршрут на своём «Москвиче-Полярнике». В отличие от Арктики, здесь прекрасное транспортное сообщение.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Чем же интересен данный исторический маршрут для искушённого туриста? Когда строили БАМ, то посёлки и железнодорожные станции решено было сделать визитной карточкой каждой республики, входивших в состав СССР, а также регионов России.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
«Мы побывали на железнодорожных станциях, построенных в национальном стиле. Едешь через тайгу - приезжаешь в посёлок «Звёздный». Его построила Армянская СССР. Причем на гигантскую стройку привозили не только стройотряды из республики, но и аутентичные материалы. Например, облицовка здания ЖД-вокзала и главных зданий в «Звёздном» сделана из армянского туфа. Это лёгкая пористая горная порода, из которой строят практически все дома в Армении. Следующая станция - «Ния», её строила Грузинская СССР. Приезжаешь туда, сразу чувствуется национальный антураж. Ещё один яркий пример- станция «Ангоя». В её создании принимали участие азербайджанские стройотряды, а сама станция носит имя экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева, который приезжал сюда в 80-ых годах».
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Есть и станция города Куйбышева. Она названа «Этыркэн», что в переводе с языка местных жителей означает «старик». 25 декабря 1984 года в этом посёлке появилась первая улица Советская, которая также увековечила топонимику времён СССР.Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Вдоль магистрали невероятно красивая природа русского Севера. Это тайга, горы и хребты, а ещё самый опасный мост России — Витимский мост, расположенный на границе Бурятии и Забайкальского края. Он проходит над рекой, у него без ограждений. Длина моста чуть больше полкилометра, высота - с пятиэтажный дом, а ширина всего на дециметр больше, чем база стандартного большегруза. «Страшновато по нему проезжать на машине, но интересно», - поделился впечатлениями путешественник.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Жили зимой в тайге в палатках, согревались у костров
В строительстве Байкало-Амурской магистрали участвовали больше миллиона советских граждан. Во время путешествия Алексей Жирухин встречался с ветеранами БАМа.
«Сегодня самому молодому бамовцу - от 70 и старше. На начало стройки многим было по 20-25 лет. Я хотел записать их рассказы и показать современному поколению, из чего были сделаны люди в Советском Союзе», - поясняет блогер.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Как рассказал Алексей Жирухин, больше всего его поразила история Таисии Бородиной из посёлка «Звёздный», которая приехала на стройку века без комсомольской путёвки, на удачу, и всё же смогла убедить взять её в стройотряд.
Купила билет на самолёт в один конец и прилетела в Усть-Кут устраиваться на БАМ. Четыре дня ждала встречи. Девушку предупредили: смотри, если сбежишь, можешь не возвращаться. Тогда на 1000 мужчин на БАМе было всего 100 девушек.
Таисия с попутчиками пешком двое суток шла до «Звездного» по тайге. Хотя было лето — шёл дождь, а 19-летняя Тая тащила чемодан с книгами и рюкзак с вещами, жила в палатке. И осталась в «Звёздном» на полвека, на её глазах рос посёлок, а бескрайняя тайга превращалась в индустриальный центр.
- Когда слушаешь эти истории — мурашки по коже. Там все герои такие. Первые бамовцы несколько лет жили в военных палатках, которые зимой отапливались буржуйками. Если печка остывала, то при морозах в минус 50 С — 60 С волосы покрывались инеем и примерзали к подушке. Но люди не просто жили в таких условиях, а работали, знакомились, заводили семьи. Большое количество свадеб было сыграно на БАМе. В одном из музеев, мне сказали интересную фразу, что родилась новая национальность — бамовец. Они очень дружные. Даже те, которые уехали, до сих пор поддерживают взаимосвязь, общаются. В отличие от современных вахтовиков, они не просто приезжали на время, а отправлялись строить новый мир, с любовью. Поэтому они очень любят свое место жительства и не собираются оттуда уезжать, - говорит Алексей Жирухин.
В настоящее время все посёлки, расположенные вдоль магистрали, переживают второе рождение. «Россия развернулась на Восток. Дорога сегодня настолько загружена, что не хватает мощностей. Нужна вторая железнодорожная ветка. Началась эпоха БАМ 2.0. Все 4300 километров, что мы проехали - одна большая стройка. Мы обязательно сюда вернёмся», - пообещал путешественник.
Фото предоставлено редакции SamaraOnline24 из личного архива Алексея Жирухина
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен