Потребительская активность россиян снизилась вдвое

Фото: Анастасия Максименко
Темпы роста расходов россиян в магазинах существенно замедлились в течение 2025 года. По данным исследования Совкомбанка, если в январе рост составлял 13-14 процентов, то к концу июля он снизился до 6 процентов. Параллельно с этим значительно возросла склонность граждан к сбережениям: по данным Банка России, в сентябре доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла 56 процентов - максимума с марта 2023 года.
Изменение потребительского поведения напрямую отразилось на показателях розничной торговли. Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов отметил, что за восемь месяцев 2025 года товарооборот увеличился всего на 2,2 процента - в четыре раза меньше, чем годом ранее. Особенно сильно пострадал сегмент непродовольственных товаров, где темп роста составил лишь 2 процента против 12 процентов в 2024 году. В продовольственном сегменте, по данным представителя X5, рост также замедлился до 2 процентов с 6-8 процентов годом ранее.
Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров связывает сокращение трат не только с ростом цен, но и с изменениями на рынке труда. Увеличивается число людей с неполной занятостью, снижаются премии, что существенно ограничивает спонтанные покупки россиян. Аналитики Альфа-банка характеризуют текущую ситуацию в ритейле как "переходное состояние", сообщают "Известия".