Не просто каприз: психолог пояснил, как понять, что у ребенка паническая атака, и как справиться с ней?

Freepik.com
«Бывает так, что внутри всё плывёт, а беспричинная тревога накатывает внезапной волной. Хочется сорваться с места и разрыдаться от бессилия. Порой, находясь на улице или в дороге, ловишь себя на одной-единственной мысли: «Только бы не стало плохо». Эта тревога тихо нарастает изнутри, пока не увеличивается до размеров паники…», - так описывают свои ощущения те, кто хотя бы раз столкнулся с панической атакой.
Если знакомо чувство, когда нервы натянуты, будто струна, а от любого шороха вздрагивает всё тело, и никак не получается успокоиться? А теперь представьте, что может чувствовать ребенок — на первом школьном экзамене, важной линейке 1 сентября, после серьезной ссоры с друзьями или из-за высокой температуры во время простуды.
Фото: Freepik.com
Магистр психологии и гештальт-терапевт Евгений Черепанов в интервью "Самара Онлайн 24" простыми словами объясняет, что такое паническая атака у ребенка, как ее распознать, как помочь и — что очень важно — не навредить.
Когда ребенок вдруг начинает плакать, дрожать, задыхаться или внезапно слабеет, многие родители теряются: что это? Истерика? Сильный страх? Манипуляция? Или это паническая атака? Разобраться порой непросто, но есть ключевые отличия.
Паническая атака: в чем отличие от истерики?
Истерика у ребенка — это часто способ добиться желаемого, реакция на запрет или отказ. Она обычно адресована взрослому, сопровождается требованием и заканчивается, когда ситуация меняется в пользу ребенка. Паническая атака — нечто иное. Это не про «хочу», а про саму физиологию: внезапно колотится сердце, сбивается дыхание, кружится голова, появляется дрожь, ощущение удушья и даже страх смерти или потери контроля. Ребенок в этот момент сам не понимает, что с ним происходит, и не может это просто «выключить» усилием воли, даже если обстоятельства вокруг изменились.
Фото: Freepik.com
Как проявляется паника в разном возрасте?
— Дошкольники часто не осознают тревогу и маскируют ее под физические недомогания: «живот болит», «тошнит», «мне плохо», жалуются на слабость.
— Младшие школьники уже могут испытывать более пугающие мысли — боятся умереть или упасть в обморок, становятся плаксивыми и беспокойными.
— Подростки чаще всего жалуются на сердцебиение, нехватку воздуха, головокружение и ощущение нереальности происходящего («как будто это все не со мной»).
Важный первый шаг — исключите другие причины
Евгений Черепанов отмечает, что прежде чем говорить о психологической природе происходящего, важно убедиться, что ребенок здоров.
Необходимо проконсультироваться с врачами и, при необходимости, пройти обследования:
— ЭКГ и консультация кардиолога, чтобы исключить проблемы с сердцем.
— Анализы на гормоны щитовидной железы.
— Осмотр педиатра и невролога.
Симптомы, похожие на паническую атаку, могут сопровождать и другие состояния: проблемы с дыхательной системой, уровнем сахара в крови, анемией. Это важно исключить в первую очередь.
Фото: Freepik.com
Когда нужна помощь специалиста
Если приступы повторяются, мешают ребенку спать, учиться, есть, если они сопровождаются обмороками или признаками подавленности и апатии — необходима консультация детского психиатра. Панические атаки могут быть частью картины тревожных расстройств, последствием стресса или особенностью развития нервной системы. В таких случаях важна своевременная и комплексная диагностика.
Как быть рядом во время приступа
Самое главное — сохраняйте спокойствие сами. Ваше внутреннее состояние — это опора для ребенка. Посмотрите ему в глаза и говорите тихо, медленно, короткими и простыми фразами:
— «Я с тобой. Ты в безопасности».
— «Это скоро пройдет, я помогу».
— «Давай подышим вместе: вдох… и медленный выдох…»
Нежные, уверенные прикосновения тоже помогают — можно обнять, взять за руку, погладить по спине. Но если ребенок отстраняется — не настаивайте, дайте ему пространство.
Чего делать нельзя ни в коем случае
— Не обесценивайте его переживания словами: «Перестань», «Не придумывай», «Это ерунда». Это лишь усилит чувство одиночества и стыда.
— Не кричите, не трясите ребенка, не пытайтесь его «встряхнуть».
— Не пытайтесь резко остановить приступ силой или громкими звуками.
Как помочь быстро: простые техники «здесь и сейчас»
— Дыхание «квадратом»: вдох на 4 счета → задержка на 4 счета → выдох на 4 счета → пауза на 4 счета. Повторите.
— Метод «5-4-3-2-1»: предложите найти вместе 5 вещей, которые вы видите, 4 вещи, до которых можно дотронуться, 3 звука, которые слышно, 2 запаха и 1 вкус (например, вкус во рту). Это помогает «вернуться» в настоящее.
— Сенсорные «якоря»: предложите выпить глоток холодной воды, подержать в руках кубик льда или укутаться в тяжелое одеяло. Это помогает ощутить связь с телом и вернуть чувство контроля.
Как создать пространство поддержки
— Четкий режим дня и полноценный сон — основа стабильности.
— Сбалансированное питание и регулярная физическая активность помогают нервной системе быть в тонусе.
— Ограничьте кофеин и время у экранов перед сном.
— Говорите о чувствах в семье открыто. Называйте эмоции словами: «я вижу, ты расстроен», «ты сейчас злишься». Названная вслух эмоция становится менее пугающей.
С детьми важно говорить на их языке. Можно объяснить так: «Иногда наше тело пугается, даже если опасности рядом нет. Оно просто старается нас защитить, но немного перестаралось. Это называется паническая атака. Мы можем вместе помочь телу успокоиться, и всё пройдет». Такие слова снимают груз вины и страха с ребенка и дают ему понимание, что с ним происходит.
Самое важное — не оставляйте ребенка один на один с его тревогой. Не игнорируйте частые приступы и не списывайте всё на «слабые нервы» или «излишнюю чувствительность». Ваша поддержка, стабильность вашего присутствия, понятные правила и совместный поиск решений помогут ребенку пережить самые трудные моменты и снова почувствовать себя в безопасности — у вас в объятиях.
Источник: samaraonline24.ru
Читайте в Дзен