Вин-чунь: история Китая, Брюса Ли и великого мастера Ипа

Даже человеку, который никогда не смотрел фильмы с Донни Йеном, наверняка известно имя мастера Ипа, как минимум, в связи с еще одним известным именем, поскольку Ип Ман был учителем Брюса Ли, а в мире вряд ли найдется хотя бы один человек, который ничего не знает о знаменитом китайце.

В интервью Брюса Ли часто мелькают рассуждения о функциональности его стиля и о том, как он воспринимает поединок как таковой. Нет ничего странного в том, что большинство из этих рассуждений принадлежат Ип Ману. По сути, его видение боевых искусств стало основой для современной интерпретации практик, когда ритуальная часть отходит на задний план и становится фактически несущественной, тогда как принцип и назначение движения становятся предметом объяснений, а не простого заучивания, как раньше.

Фактически ип ман убрал из вин-чунь подражание животным чтобы избежать эффекта испорченного телефона: когда стиль перешагнул границы Китая, стало бессмысленным сравнивать приемы с повадками локальной фауны. Кроме того, сама лексика предполагала меньше таинственных слов и больше практичности, так, чтобы ученик понимал, что и зачем он делает, что, конечно, не всегда встречает понимание у традиционалистов, однако именно благодаря этому школы вин-чунь можно встретить в самых неожиданных уголках мира, а какое еще нужно доказательство его популярности?

А еще Ип Ман сам придумал и сам стилизовал под старину легенду о возникновении стиля, который определил облик кунг-фу в мире.

Когда Китаем правила маньчжурская династия Цинь, маньчжурцы всячески пытались сломить дух китайцев и, в частности, запретить им заниматься боевыми искусствами. Однако, разумеется, в подполье школы всё равно существовали, одна из них располагалась в Южном Шаолине, месте, к сожалению, мифическом, но тем лучше подходящем для зарождения легенды. Туда бежала девушка по имени Ним Вин Чунь, не пожелавшая выходить замуж за человека, которому ее обещал в жены жестокий отец, и, конечно же, в монастыре она стала обучаться боевым искусствам.

Как-то раз в окружавшем монастырь лесу она увидела, как сцепились змея и журавль. Змея обвила ноги журавля, не давая тому двигаться, а тот, в свою очередь, быстро и точно бил ее клювом и крыльями, так что их поединок происходил на одном месте, но был при этом наполнен движением. Именно этот принцип она взяла за основу, придумывая собственные приемы на основе того, чему её учили в монастыре. Так и появился стиль вин-чунь.