В ЦАГИ завершили этап исследований сверхзвукового авиалайнера

Анастасия Максименко Редактор ленты новостей
В России продолжается движение к созданию сверх...

freepik.com

В России продолжается движение к созданию сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения, и один из ключевых шагов на этом пути уже сделан. В ЦАГИ имени Жуковского завершили очередной этап исследований в рамках проекта демонстратора технологий «Стриж» — летающей лаборатории, на которой отрабатывают решения для будущего гражданского сверхзвукового авиалайнера. Работы ведутся в кооперации с предприятиями ОАК, ОДК‑Климов и Центральным институтом авиационного моторостроения имени Баранова, по госконтрактам Минпромторга, под координацией НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Одна из ключевых задач «Стрижа» — проверка концепции верхнего расположения силовой установки. Двигатели размещаются на верхней части планера, что, по расчётам, позволяет снизить уровень звукового удара при полёте на сверхзвуке: ударная волна частично экранируется фюзеляжем и крылом. Это критично для гражданского самолёта, который должен соответствовать жёстким нормам по шуму и не создавать дискомфорт для людей на земле.

На первом этапе специалисты ЦАГИ спроектировали и изготовили модели элементов силовой установки: два двигателя с воздухозаборниками и плоскими реактивными соплами с косым срезом. Такой тип сопла впервые применён в отечественной практике для подобного класса задач. Затем прошли испытания в аэродинамических трубах: для схемы с верхним расположением мотогондол удалось получить характеристики воздухозаборников выше стандартных, а потери тяги на плоском сопле уложились в заданные для демонстратора допуски.

Следующий шаг — стендовые испытания адаптированного двигателя РД‑93МС, разработанного АО «ОДК‑Климов». Для него изготовили плоское сопло, применив комбинированные технологии: лазерное спекание, сварку и фрезерование. Испытания проводились на наземном стенде совместно инженерами ОДК и учёными ЦАГИ. Дополнительно на сопло установили разработанную в институте систему шумоглушения, чтобы уменьшить шум струи на взлётных режимах. Полученные тяговые характеристики РД‑93МС подтвердили соответствие требованиям техзадания.

Гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало подчёркивает, что сверхзвуковая гражданская авиация — это стратегическое направление, влияющее и на технологический суверенитет, и на статус страны в мировой авиации. По его словам, завершённый этап испытаний показал технологическую состоятельность выбранных решений и позволяет с уверенностью переходить к дальнейшим работам по «Стрижу» и концепции будущего российского сверхзвукового лайнера, сообщает РГ.

Читайте также:

Источник: samaraonline24.ru

Читайте в Дзен