В ЦАГИ завершили этап исследований сверхзвукового авиалайнера

freepik.com
В России продолжается движение к созданию сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения, и один из ключевых шагов на этом пути уже сделан. В ЦАГИ имени Жуковского завершили очередной этап исследований в рамках проекта демонстратора технологий «Стриж» — летающей лаборатории, на которой отрабатывают решения для будущего гражданского сверхзвукового авиалайнера. Работы ведутся в кооперации с предприятиями ОАК, ОДК‑Климов и Центральным институтом авиационного моторостроения имени Баранова, по госконтрактам Минпромторга, под координацией НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».
Одна из ключевых задач «Стрижа» — проверка концепции верхнего расположения силовой установки. Двигатели размещаются на верхней части планера, что, по расчётам, позволяет снизить уровень звукового удара при полёте на сверхзвуке: ударная волна частично экранируется фюзеляжем и крылом. Это критично для гражданского самолёта, который должен соответствовать жёстким нормам по шуму и не создавать дискомфорт для людей на земле.
На первом этапе специалисты ЦАГИ спроектировали и изготовили модели элементов силовой установки: два двигателя с воздухозаборниками и плоскими реактивными соплами с косым срезом. Такой тип сопла впервые применён в отечественной практике для подобного класса задач. Затем прошли испытания в аэродинамических трубах: для схемы с верхним расположением мотогондол удалось получить характеристики воздухозаборников выше стандартных, а потери тяги на плоском сопле уложились в заданные для демонстратора допуски.
Следующий шаг — стендовые испытания адаптированного двигателя РД‑93МС, разработанного АО «ОДК‑Климов». Для него изготовили плоское сопло, применив комбинированные технологии: лазерное спекание, сварку и фрезерование. Испытания проводились на наземном стенде совместно инженерами ОДК и учёными ЦАГИ. Дополнительно на сопло установили разработанную в институте систему шумоглушения, чтобы уменьшить шум струи на взлётных режимах. Полученные тяговые характеристики РД‑93МС подтвердили соответствие требованиям техзадания.
Гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало подчёркивает, что сверхзвуковая гражданская авиация — это стратегическое направление, влияющее и на технологический суверенитет, и на статус страны в мировой авиации. По его словам, завершённый этап испытаний показал технологическую состоятельность выбранных решений и позволяет с уверенностью переходить к дальнейшим работам по «Стрижу» и концепции будущего российского сверхзвукового лайнера, сообщает РГ.
Читайте также:
- Вот почему во времена СССР совместное празднование Нового года было в разы душевнее и веселее
- Что женщина понимает только с годами: стихотворение Рубальской со всей мудростью прожитых лет
- Качественное, недорогое и без пальмы: экспертиза Роскачества вычислила лучшие бренды сливочного масло
- Не чай, не кофе, даже не какао: ученые назвали лучший напиток для утра - улучшает кожу и лечит кишечник
- Вильфанд объяснил, как погоды ждать от Ла-Ниньи в ближайшее время
Источник:
samaraonline24.ru
Читайте в
Дзен



