Загадка распространения древней чумы решена находкой древней овцы на Урале

freepik.com
Международной группе исследователей удалось приблизиться к разгадке того, как древнейшая форма чумы смогла так широко распространиться по Евразии задолго до Средневековой «Чёрной смерти». Ключ к загадке нашли не в человеческом погребении, а в зубах домашней овцы, обнаруженной на археологическом комплексе Аркаим на Южном Урале. Это первый подтверждённый случай обнаружения самого раннего штамма чумной бактерии Yersinia pestis в останках не человека, а животного.
До сих пор генетические следы этой неолитической и бронзововековой чумы учёные находили только в скелетах людей, причём на огромных расстояниях — от Западной Евразии до степей. При этом было ясно, что тогда патоген ещё не использовал привычный для нам механизм передачи через блох, как в эпоху «Чёрной смерти». Возникал вопрос: как болезнь могла так эффективно путешествовать по континенту?
Ответ начал вырисовываться, когда команда, изначально изучавшая миграции скота и людей из Ближнего Востока в Евразию, проанализировала древнюю ДНК из зубов овцы возрастом около 4 тысяч лет. Обычно такой материал представляет собой «генетический суп» — фрагменты ДНК животного, множества микробов и загрязнений. Но именно в этом хаосе исследователи смогли выловить чёткий сигнал Y. pestis. Качество найденного генома оказалось достаточным для уверенного вывода: перед ними древняя чума в её ранней форме.
Это открытие стало первым свидетельством того, что домашний скот мог быть не просто жертвой, но и важным звеном в цепочке распространения чумы бронзового века. Овцы, пасущиеся на обширных степных просторах, могли заражаться от диких животных — прежде всего грызунов, вероятных природных резервуаров инфекции, — а затем переносить патоген между стадами и людьми‑пастухами. При этом не исключён и обратный сценарий: передача от человека к животным.
Находка особенно значима в контексте синташтинской культуры, к которой относится Аркаим. Её представители сами были носителями этого штамма чумы, активно расширяли ареал и поголовье скота, пользовались лошадьми и часто контактировали с дикой природой. Всё это создавало идеальные условия для сложной, многовекторной циркуляции патогена.
Изучать древние болезни у животных крайне трудно: их редко хоронили, кости чаще всего — отходы трапез, а тепловая обработка разрушает ДНК. Поэтому обнаружение Y. pestis в овце из Аркаима стало лишь третьим известным случаем фиксации этой бактерии в древнем животном и первым настолько информативным. Авторы работы, опубликованной в журнале Cell, подчёркивают: одного генома мало, чтобы окончательно восстановить экологию древней чумы и указать на её природный резервуар. Но «чумная овца» с Южного Урала убедительно показывает, что в распространении болезни участвовали не только люди, но и домашний скот, тесно связанный с дикой фауной, сообщает new-science.ru.
Читайте также:
- Наряжать новогоднюю елку шарами и мишурой теперь не модно: 3 самых трендовых способа украшения
- Дети с внуками не слушают, а зря: 8 бабушкиных мудростей, после которых деньги будут водиться всегда
- Будет как новая: Как удалить мерзкий запах с деревянной разделочной доски — натуральный освежитель
- Мяса нет, одна лишь химия: Роскачество назвало россиянам бренд куриного филе, который покупать не стоит
- Синоптик Вильфанд рассказал, когда в РФ выпадет снег — уверен в этом
Источник:
samaraonline24.ru
Читайте в
Дзен


