Top.Mail.Ru

Благо или блажь: Самарацы спорят об опасности электротранспорта

C каждым годом на улицы Самары выходят всё больше людей, оседлавших моноколёса, гироскутеры и электросамокаты. Для некоторых пешеходов они стали отличной заменой общественному транспорту. При этом правовой статус таких «водителей» остаётся не определён.


Глава Союза пешеходов Владимир Соколов и лидер общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов уже не раз высказывались о необходимости изменения морально устаревших правил дорожного движения.


Сейчас в категорию «М» определяют только электросамокаты с мощностью двигателя более 250W. Это значит, что все «водители» моноколёс и гироскутеров автоматически приравниваются к пешеходам и не имеют права выезжать на проезжую часть. При этом их устройства в среднем развивают скорость около 15 км/ч (скорость простого пешехода редко превышает 5 км/ч). В свою очередь обычный электросамокат легко разгоняется до допустимых в рамках действующего закона 25 км/ч.

Мы решили заглянуть на форум любителей электротранспорта и найти там наших земляков. В одной из тем мы увидели комментарий – Езжу на работу, скорость 30-35 км/ч. Где пешеходы есть, снижаюсь порой и до 5 км/ч. Но все-таки ходовая – ближе к 35. Средняя скорость за поездку получается около 20 км/ч – написал самарец под ником Prana.

Сотрудники областного ГИБДД рассказали «Самара Онлайн», что в 2018 году в облатсной столице зарегистрировали всего 3 ДТП с участием пешеходов на элеткротранспорте. А за первые шесть месяцев 2019 года – лишь одно происшествие. Общее количество пострадавших – два человека.

Когда в Москве произошло первое в мире ДТП со смертельным исходом по вине пешехода на электросамокате, проблема стала очевидна. Прогресс не стоит на месте, и скорость электротранспортных устройств в будущем будет расти, а цена, наоборот, падать.

Некоторые самарские пешеходы уже сейчас опасаются за своё здоровье из-за лихачей на электротранспортеГоняют по тротуарам и газонам, просто жутко становится. Ладно, я вешу 90 кг, а женщина или ребенок? Если бы у нас чуть что подавали в суд, любителей полихачить было бы в разы меньше. Контроль нужен, чтобы любой полицейский мог на улице остановить и оштрафовать, – поделился с нами своим мнением Сергей Денисов.

Сейчас на водителей электротранспорта распространяются в целом те же ограничения, что и на автомобилистов. Однако по факту их редко штрафуют за нарушения из-за сложности классификации их транспорта. Те же самокаты с мощностью мотора в 250W и 500W внешне не отличаются, а их водители не обязаны возить с собой техпаспорта, поскольку по закону определяются как пешеходы. Поэтому выявить реального нарушителя в наших реалиях практически невозможно.

Однако это не значит, что пешеходы на электротранспорте не готовы перейти в категорию настоящих водителей – У меня электросамокат – это быстро и удобно. Если понадобится, получу права, что делать-то? Главное, чтобы водители машин тоже всё соблюдали. А так, получается, и велосипед тоже нужно приравнять к мопедам. Я, например, на самокате еду со скоростью 15 км/ч. И на велосипеде с такой же скоростью могу спокойно ехать по тротуару с людьми, – рассказала жительница Самары Ксения Аксенова.

Руководитель юридического отдела ООО «Гудмэн» Артём Фадеев рассказал «Самаре Онлайн», что в Госдуму уже направили законопроект, предлагающий приравнять пешеходов на личном электротранспорте к водителям автомобилей. Однако его вряд ли примут раньше 2021 года.

Это объясняется всё той же сложностью классификации. Правила, действующие для водителей моноколёс, на практике невозможно применить к водителям электросамокатов и гироскутеров из-за значительной разницы в управлении этих транспортных средств.

Даже если ПДД модернизируют с учётом изменений привычной дорожной обстановки, всё равно остаётся одна проблема. Самарские дороги не приспособлены даже для обычных велосипедов.

Ситуация складывается парадоксальная: если обязать водителей личного электротранспорта не выезжать на проезжую часть или, наоборот, избегать тротуары, количество ДТП быстро увеличится.

Российским законодателям предстоит провести серьёзную работу, прежде чем они смогут не только обновить правила дорожного движения, но и городскую инфраструктуру в соответствии с запросами всех участников движения. Тем временем в соцсетях иронизируют: «Давайте тележки в супермаркетах тоже к транспорту приравняем...»